Компас для Года Веры

Апостольское Послание, данное по собственному почину, Porta Fidei, провозглашающее Год Веры.

1. Дверь веры (ср. Деян 14. 27), которая вводит нас в общение с Богом и дает нам возможность вхождения в Его Церковь, всегда открыта для нас. Переступить ее порог можно тогда, когда возвещается слово Божие и сердце позволяет прикоснуться к себе преображающей благодати. Войти в эту дверь – значит пуститься в путешествие, которое длится всю жизнь. Оно начинается с Крещения (ср. Рим 6. 4), благодаря которому мы можем называть Бога Отцом, и заканчивается прохождением через смерть в вечную жизнь – плод воскресения Господа Иисуса, пожелавшего по дару Святого Духа привлечь всех верующих в Него во славу Свою (ср. Ин 17. 22). Исповедовать веру в Троицу – Отца, Сына и Святого Духа – значит веровать во единого Бога, Который есть Любовь (ср. 1 Ин 4. 8): Отца, Который при наступлении полноты времен ради нашего спасения послал Сына Своего; Иисуса Христа, Который в тайне Своей смерти и Своего воскресения искупил мир; Святого Духа, Который в течение веков руководит Церковью в ожидании славного возвращения Господа.

2. С самого начала моего служения как Преемника Петра я напоминал о необходимости вновь открыть путь веры, чтобы с большей ясностью проявились радость и обновленное воодушевление встречи со Христом. В проповеди на святой Мессе, полагавшей начало моему понтификату, я сказал: «Церковь во всей полноте, – а в ней и пастыри, – должна, подобно Христу, отправиться в путь, чтобы вывести людей из пустыни к месту мира, к дружбе с Сыном Божиим, к Тому, Кто дает нам жизнь, жизнь в избытке» [1]. Нередко случается, что христиане больше озабочены социальными, культурными и политическими результатами своего дела, продолжая считать веру само собой разумеющейся предпосылкой сосуществования людей. В действительности же это предубеждение уже не только не соответствует действительности, но зачастую даже оспаривается [2]. Если в прошлом было возможно говорить о каком-то культурном единообразии, которое широко принималось, когда апеллировало к содержанию веры и к вдохновленным ею ценностям, то сегодня это уже не представляется таковым немалой части общества в силу глубокого кризиса веры, который затронул многих людей.

3. Мы не можем позволить, чтобы соль была пресной и чтобы свет был спрятан (ср. Мф 5. 13-16). Современный человек способен по-прежнему испытывать потребность пойти к колодцу, подобно Самарянке, чтобы услышать Иисуса, Который приглашает веровать в Него и черпать из кладезя источаемой Им воды живой (ср. Ин 4. 14). Мы должны вновь обрести вкус к тому, чтобы питать себя Словом Божиим, верно передаваемым Церковью, и Хлебом жизни, предлагаемый для подкрепления Его ученикам (ср. Ин 6. 51). Поистине учение Иисуса отзывается в наши дни с той же силой: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин 6. 27). Вопрос, который задали слушавшие Его, таков же, как и тот, что задаем мы сегодня: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» (Ин 6. 28) Мы знаем ответ Иисуса: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6. 29). Таким образом, вера в Иисуса определенно приводит к спасению.

4. В свете всего этого я решил провозгласить Год веры. Он начнется 11 октября 2012 года, в пятидесятую годовщину открытия II Ватиканского Собора, и завершится 24 ноября 2013 года в торжество Господа нашего Иисуса Христа – Царя вселенной. На 11 октября 2012 года приходится также двадцатилетие публикации Катехизиса Католической Церкви, текст которого был обнародован моим Предшественником блаженным Папой Иоанном Павлом II [3] с целью разъяснения всем верным силы и красоты веры. Этот документ, – подлинный плод II Ватиканского Собора, – призванный согласно требованию Экстраординарного Синода Епископов 1985 года стать вспомогательным инструментом для катехизации [4], был подготовлен в сотрудничестве со всем епископатом Католической Церкви. И я как раз созвал Генеральную Ассамблею Синода Епископов, которая состоится в октябре 2012 года, на тему Новая евангелизация для передачи христианской веры. Это будет благоприятной возможностью того, чтобы всю Церковь в период особого размышления и нового открытия веры. Церковь не впервые призывается праздновать Год веры. В 1967 году подобный же год провозгласил мой Досточтимый Предшественник Слуга Божий Павел VI, дабы почтить память мученичества апостолов Петра и Павла в 1900-ю годовщину их наивысшего подвига свидетельства. Он считал это торжественным поводом для того, чтобы вся Церковь исповедала «ту же веру истинно и искренне»; более того, он хотел, чтобы эта вера была подтверждена «индивидуально и коллективно, свободно и сознательно, внутренне и внешне, смиренно и чистосердечно» [5]. Он считал, что таким образом вся Церковь может вновь обрести «полное и правильное осознание своей веры, дабы оживлять ее, очищать, укреплять и исповедовать» [6]. Великие потрясения того года сделали еще более очевидной необходимость такого празднования. Оно завершилосьИсповеданием веры Народа Божия [7], которое имело своей целью показать, насколько нуждаются в подтверждении, понимании и постоянно возобновляемом тщательном исследовании те существенные положения, что веками составляли достояние всех верующих, – для подобающего свидетельства в исторических условиях, отличающихся от прежних времен.

5. В некоторых аспектах мой Досточтимый Предшественник усматривал в том Годе некое «необходимое следствие Собора по его завершении» [8], полностью осознавая серьезные трудности того времени, особенно касательно исповедания истинной веры и ее правильного толкования. По моему мнению, назначение начала Года веры на пятидесятую годовщину открытия II Ватиканского Собора предоставит благоприятную возможность понять, что документы, оставшиеся в наследство от Отцов Собора, по словам блаженного Иоанна Павла II, «не утратили ни своей ценности, ни своей славы. Нужно, чтобы они надлежащим образом читались и чтобы они познавались и усваивались как достойные и нормативные тексты Учительства, принадлежащие к Преданию Церкви. …Я более чем когда бы то ни было чувствую свой долг указать на Собор как на величайшую милость, дарованную Церкви в XX веке: в нем нам дан надежный компас, чтобы ориентироваться на пути наступающего столетия» [9]. И я хочу с особой силой подтвердить то, что я сказал о Соборе через несколько месяцев после моего избрания как Преемника Петра: «Если мы его читаем и принимаем, руководствуясь правильной герменевтикой, он может быть и всё больше и больше становиться великой силой для обновления Церкви, которое всегда необходимо» [10].

6. Обновление Церкви происходит также благодаря свидетельству, даваемому жизнью верующих: самим своим существованием в мире христиане призваны являть сияние слова истины, оставленного нам Господом Иисусом. Сам Собор в Догматической конституции Lumen gentium утверждал: «Тогда как Христос, “святой, непричастный злу, непорочный” (Евр 7. 26), не знал греха (ср. 2 Кор 5. 21), а пришел только “для умилостивления за грехи народа” (Евр 2. 17), Церковь, принимающая в лоно свое грешников, в одно и то же время и святая, и всегда нуждающаяся в очищении, непрестанно следует путем покаяния и обновления. Церковь “совершает поприще своего странствования среди гонений мира и утешений Божиих”, возвещая крест и “смерть Господню, доколе Он придет” (1 Кор 11. 26). Она укрепляется силой воскресшего Господа, дабы с терпением и любовью преодолевать свои бедствия и трудности – как внутренние, так и внешние – и верно открывать в мире Его тайну, пусть еще скрытую тенью, пока она, наконец, не явится в полном свете». [11]

С этой точки зрения, Год веры является призывом к подлинному и обновленному обращению к Господу, единственному Спасителю мира. В тайне Его смерти и воскресения Бог явил во всей полноте спасающую Любовь и призывает людей через прощение грехов к изменению жизни (Деян 5. 31). Эта любовь, согласно апостолу Павлу, вводит человека в новую жизнь: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6. 4). Через веру эта новая жизнь формирует всё человеческое существование в радикально новую реальность воскресения. По мере свободного сотрудничества человека, его мысли и чувства, его ментальность и поведение постепенно очищаются и преображаются на пути, который в этой жизни никогда полностью не заканчивается. «Вера, действующая любовью» (Гал 5. 6), становится новым критерием мысли и действия, который изменяет всю жизнь человека (ср. Рим. 12. 2; Кол 3. 9-10; Еф 4. 20-29; 2 Кор 5. 17).

7. Caritas Christi urget nos” [“Любовь Христова понуждает нас”] (2 Кор 5. 14): именно любовь Христа наполняет наши сердца и побуждает нас возвещать Евангелие. Сегодня, как и в прошлом, Он посылает нас по дорогам мира, чтобы проповедовать Его Евангелие всем народам земли (ср. Мф 28. 19). Своей любовью Иисус Христос привлекает к Себе людей всех поколений: во все времена Он созывает Церковь и доверяет ей провозглашение Евангелия как всегда новое поручение. Поэтому сегодня тоже есть необходимость укреплять церковную приверженность новой евангелизации, для того чтобы вновь обрести радость веры и энтузиазм общения в вере. Благодаря новому открытию изо дня в день любви Божией миссионерская приверженность верующих черпает силу и энергию, которая никогда не может иссякнуть. Вера возрастает именно тогда, когда она переживается как опыт полученной любви и когда она передается как опыт милости и радости. Она делает нас плодотворными, потому что расширяет наши сердца надеждой и делает нас способными нести животворное свидетельство: она действительно открывает сердца и умы тех, кто слышит приглашение Господа, к принятию этого приглашения, чтобы следовать Его слову и становиться Его учениками. Верующие, как свидетельствует святой Августин, «укрепляются, веруя». [12] У святого епископа Гиппонского были веские причины так выразиться. Как мы знаем, его жизнь была постоянным поиском красоты веры, пока его сердце не нашло покой в Боге. [13] Его обширные сочинения, в которых он объясняет истины веры и то, как важно веровать, остаются и в наше время наследием несравненного богатства и по-прежнему помогают многим людям в их поисках Бога находить правильный путь к «двери веры».

Итак, только верованием взращивается и укрепляется вера, и нет другой возможности обрести уверенность в отношении своей жизни, кроме как всё больше и больше отдаваясь той любви, которая ощущается всё сильнее, потому что имеет свое начало в Боге.

8. По такому счастливому случаю я хочу пригласить моих собратьев-епископов всего мира присоединиться к Преемнику Петра во время этой духовной милости, которую Господь дает нам, чтобы мы вспомнили о драгоценном даре веры. Мы хотим отпраздновать этот Год достойно и плодотворно. Следует усилить размышления о вере, чтобы помочь всем верующим во Христа достичь более сознательной и крепкой приверженности Евангелию, особенно в период таких глубоких перемен, какие человечество переживает в настоящее время. Мы будем иметь возможность исповедовать нашу веру в воскресшего Господа в наших кафедральных соборах и в храмах всего мира, в наших домах и в наших семьях, чтобы каждый мог ощутить сильную потребность лучше знать эту непреходящую веру и передавать ее будущим поколениям. Монашеские общины, как и приходские, а также все старые и новые церковные институты должны в течение этого Года найти возможность публичного исповедания Символа веры (Credo).

9. Мы хотим, чтобы этот Год пробудил в каждом верующем стремление исповедоватьверу в полноте и с новой убежденностью, уверенностью и надеждой. Это также будет хорошей возможностью усилить празднование веры в литургии, особенно в Евхаристии, ибо она есть «вершина, к которой стремится деятельность Церкви, а вместе с тем и источник, из которого исходит вся ее сила». [14] В то же время мы желаем, чтобы возрастала достоверность свидетельства жизни верующих. Вновь открывать содержание веры, которую исповедуют, которую литургически празднуют, которой живут и молятся, [15] и размышлять над самым актом веры – вот задача, которую должен взять на себя каждый верующий, особенно в течение этого Года.

Неслучайно христиане первых веков придерживались требования знать Символ верынаизусть. Он служил им ежедневной молитвой, чтобы не забывать обязательства, приятые на себя в Крещении. Многозначительными словами напоминает об этом св. Августин, когда говорит в Проповеди на возвращение Символа веры (redditio symboli): «Символ священной тайны, который вы все вместе получили и каждый из вас сегодня возвращает, – это слова, в коих вера Матери-Церкви прочно утверждается на крепком основании, которое есть Христос Господь. (…) Итак, вы приняли и возвратили то, чего всегда должны держаться духом и сердцем, что должны повторять на ложах ваших, помышлять на площадях и не забывать во время трапезы; то, в чем, даже когда спит ваше тело, сердцем вы должны бодрствовать». [16]

10. В этот момент я хотел бы наметить путь, помогающий глубже понять не только содержание веры, но также и акт, посредством которого мы совершенно свободно решаем полностью вверить себя Богу. На самом деле, существует глубокое единство между актом веры и содержанием, которому мы даем согласие. Апостол Павел помогает нам войти в эту реальность, когда он пишет: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10. 10). Сердце указывает на то, что первый акт, посредством которого приходят к вере, это дар Божий и дело благодати, действующей и преображающей человека глубоко внутри.

В этой связи особенно красноречив пример Лидии. Святой Лука рассказывает, как, находясь в Филиппах, Павел отправился в субботу проповедовать Евангелие некоторым женщинам, среди которых была Лидия, и «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян 16. 14). В этих словах заключен важный смысл. Святой Лука учит, что знать содержание веры недостаточно, если затем сердце, подлинное «святилище» человека, не откроется посредством благодати, которая позволяет обрести зрение, способное проникать в глубину, и понять, что проповеданное есть слово Божие.

В свою очередь, исповедание веры устами указывает то, что эта вера предполагает публичное свидетельство и обязательство. Христианин никогда не может думать о вере как о частном деле. Вера – это решение пребывать с Господом и жить с Ним. Это «пребывание с Ним» вводит в понимание причин веры. Вера – именно потому, что она является свободным актом, – требует также общественной ответственности за то, во что мы веруем. В день Пятидесятницы Церковь со всей ясностью показывает это публичное измерение веры и бесстрашного возвещения своей веры всем людям. Именно дар Святого Духа делает нас способными к миссии и укрепляет наше свидетельство, делая его искренним и смелым.

Само исповедание веры является актом личным и в то же время общинным. Ведь не что иное, как Церковь, оказывается первым объектом веры. В вере христианской общины, каждый получает крещение – действенный знак вступления в народ верующих, чтобы достичь спасения. Как утверждает Катехизис Католической Церкви: «“Верую” – такова вера Церкви, исповедуемая лично каждым верующим, главное – во время крещения. “Веруем” – это вера Церкви, исповедуемая епископами, собравшимися на соборе или, более широко, во время литургического собрания верующих. “Верую” – это также ответ, который Церковь, Матерь наша, дает Богу своей верою, уча нас говорить: “Верую”, “Веруем”». [17]

Как можно заметить, знание содержания веры является существенным для того, чтобы дать собственное согласие, то есть полностью присоединиться разумом и волей к тому, что было предложено Церковью. Знание веры вводит в полноту открытой Богом тайны спасения. Даваемое согласие подразумевает, что когда мы верим, мы свободно принимаем всю тайну веры, ибо гарантом ее истинности является Сам Бог, Который открывает Себя и позволяет нам узнать Свою тайну любви. [18]

С другой стороны, мы не можем забывать, что в нашем культурном контексте многие люди, хотя и не признают в себе дара веры, тем не менее, искренне ищут конечный смысл и окончательную истину в своей жизни и в мире. Этот поиск является подлинной «преамбулой» к вере, потому что направляет людей на путь, который ведет к тайне Бога. И вправду, сам по себе человеческий разум обладает врожденной потребностью в том, «что ценно и пребывает вовек» [19] Эта потребность представляет собой постоянный вызов, неизгладимо запечатленный в человеческом сердце: пуститься в путь, чтобы найти Того, Кого мы не искали бы, если бы Он уже не вышел нам навстречу. [20] Именно к этой встрече призывает нас вера и открывает нам ее во всей полноте.

11. Чтобы приобрести систематические знания о содержании веры, все могут найти ценную и необходимую помощь в Катехизисе Католической Церкви. Он является одним из самых важных плодов II Ватиканского Собора. В Апостольской КонституцииFidei depositum, которая не случайно была подписана в тридцатую годовщину открытия Второго Ватиканского собора, блаженный Иоанн Павел II писал: «Катехизис внесет весьма значительный вклад в дело обновления всей церковной жизни… Я признаю его как верную норму преподавания веры, как ценное и законное средство, служащее церковной общине».[21]

Именно в этой перспективе Год веры должен обернуться общей включенностью в открытие и исследование основополагающего содержания веры, которое обнаруживает в Катехизисе Католической Церкви систематическое и органичное сведение воедино. Именно там представлено блистающее богатство учения, которое Церковь приобретала, хранила и предлагала в течение двух тысячи лет своей истории. От Священного Писания до Отцов Церкви, от наставников богословия до святых, живших во все столетия, Катехизис предлагает непрестанное памятование о тех многочисленных путях, которыми Церковь размышляла о вере и обеспечивала поступательное развитие доктрины, чтобы дать верующим учение, чтобы обеспечить им уверенность в их жизни по вере.

В самой своей структуре Катехизис Католической Церкви представляет развитие веры –вплоть до того, что затрагивает важные темы повседневной жизни. При чтении его страница за страницей становится очевидно, что представленное в нем – не какая-то теория, но встреча с Личностью, которая живет в Церкви. Действительно, за исповеданием веры следует разъяснение сакраментальной жизни, в которой присутствует и действует Христос, постоянно созидая Свою Церковь. Без литургии и таинств исповедание веры не окажется действенным, потому что будет лишено благодати, которая поддерживает свидетельство христиан. По той же причине учение Катехизиса о нравственной жизни обретает всё свое значение, если оно соотнесено с верой, литургией и молитвой.

12. Таким образом, Катехизис Католической Церкви в этот Год может быть подлинным инструментом для поддержки веры, особенно для тех, кто озабочен воспитанием христиан, которое имеет столь решающее значение в нашем культурном контексте. С этой целью я поручил Конгрегации вероучения издать в согласовании с компетентными ведомствами Святого Престола Ноту, посредством которой она предложит Церкви и верующим некоторые указания, чтобы они прожили этот Год веры наиболее действенным и подобающим образом в служении вере и евангелизации.

Действительно, более, чем в прошлом, вера оказывается перед лицом ряда вопросов, связанных с изменениями в менталитете, который – особенно в наши дни – сводит область рациональной достоверности к научным и технологическим достижениям. Между тем, Церковь никогда не боялась показывать, что между верой и подлинной наукой не может быть конфликта, так как обе они – хотя и по-разному – стремятся к истине. [22]

13. Решающее значение в течение этого Года будет иметь возможность вновь пройти через историю нашей веры, в которой обнаруживается непостижимая тайна переплетения святости и греха. В то время как святость являет огромный вклад в возрастание и развитие общины, который сделали мужчины и женщины свидетельством своей жизни, грех должен побуждать каждого к искреннему и постоянному делу обращения, чтобы испытать милосердие Бога Отца, Который идет навстречу всякому.

В это время мы обратим наше внимание на Иисуса Христа «начальника и совершителя нашей веры» (Евр 12. 2): в Нем находит свое исполнение всяческая забота и всякое стремление человеческого сердца. Радость любви, ответ на драму страдания и боли, сила прощения перед лицом претерпеваемого оскорбления и победа жизни над пустотой смерти – всё это находит свое исполнение в тайне Его воплощения, вочеловечения, приобщения нашей человеческой слабости, чтобы преобразить ее в силу Его воскресения. В Нем, умершем и воскресшем ради нашего спасения, примеры веры, которыми отмечены эти две тысячи лет истории нашего, достигают полной силы своего сияния.

По вере Мария вняла слову Ангела и поверила вести, что Она должна в послушании преданности Своей стать Божией Матерью (ср. Лк 1. 38). Посещая Елисавету, Она вознесла песнь хвалы Всевышнему за чудеса, которые Он совершил во всех, кто доверился Ему (ср. Лк 1. 46-55). С трепетом и радостью Она родила Своего единственного Сына, сохранив неповрежденной девственность (ср. Лк 2. 6-7). Доверяя Иосифу, Своему обручнику, Она унесла Иисуса в Египет, чтобы спасти Его от преследования Ирода (ср. Мф 2. 13-15). С той же верой она следовала за Господом во время Его проповеди и оставалась с Ним вплоть до Голгофы (ср. Ин 19. 25-27). С верою Мария вкусила плоды воскресения Иисуса и сохраняла в Своем сердце все воспоминания (ср. Лк 2. 19, 51), которые передала Двенадцати, собравшимся с Нею в Горнице для принятия Святого Духа (ср. Деян 1. 14; 2. 1-4).

По вере апостолы оставили всё, чтобы последовать за Учителем (ср. Мк 10. 28). Они верили словам, которыми Он возвещал Царство Божие, присутствующее и исполняющееся в Нем (ср. Лк 11. 20). Они пребывали в жизненном общении с Иисусом, Который наставлял их в Своем учении, оставив им новое правило жизни, по которому в них должны были узнать Его учеников после Его смерти (ср. Ин 13. 34-35). По вере они пошли по всему миру, следуя заповеди нести Евангелие всей твари (ср. Мк 16. 15), и безо всякого страха возвещали всем радость Воскресения, которому они были верными свидетелями.

По вере ученики учредили первую общину, которая собиралась вокруг учения апостолов в молитве и в совершении Евхаристии и в которой у них всё было общим для обеспечения потребностей братьев (ср. Деян 2. 42 — 47).

По вере мученики отдавали свою жизнь, чтобы свидетельствовать об истине Евангелия, которое их преображало и делало готовыми принести величайший дар любви, простив своих преследователей.

По вере мужчины и женщины посвящали свою жизнь Христу и оставляли всё, дабы жить в евангельской простоте послушания, бедности и целомудрия – конкретных знаков ожидания Господа, Который придет без промедления. По вере многие христиане способствовали делам в пользу справедливости, дабы осуществить слово Господа, Который пришел, чтобы возвестить освобождение из плена и лето милости для всех (ср. Лк 4. 18-19).

По вере в течение веков мужчины и женщины всех возрастов, чьи имена записаны в Книге Жизни (ср. Откр 7. 9; 13. 8), исповедовали красоту следования за Господом Иисусом там, где они были призваны, дабы свидетельствовать о своем христианстве: в семье, на работе, в общественной жизни, в осуществлении харизм и служений, к которым они были призваны.

По вере живем и мы: ради живого познания Господа Иисуса, Который присутствует в нашей жизни и в истории.

14. Год веры также будет благоприятной возможностью усилить свидетельство любви. Святой Павел напоминает: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13. 13). Еще более сильными словами – которые всегда обязывали христиан – говорит апостол Иаков: «Чтo пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак 2. 14-18).

Вера без любви не приносит плодов, и любовь без веры была бы чувством, которое постоянно подвергается сомнению. Вера и любовь нуждаются одна в другой – таким образом, что каждая позволяет другой идти своей собственной дорогой. Немало христиан посвящают свою жизнь любви к одиноким, к маргинальным или к изгоям как к тем, к кому в первую очередь нужно идти и кого важнее всего поддержать, потому что именно в них находит свое отражение лик Самого Христа. Благодаря вере мы можем признать в тех, кто нуждается в нашей любви, лик воскресшего Господа. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25. 40): эти Его слова являются напоминанием, которое не следует забывать, и непрестанным приглашением ответить на ту любовь, с которой Он заботится о нас. Именно вера позволяет узнать Христа, и именно Его собственная любовь побуждает помогать Ему, когда на нашем жизненном пути Он становится нашим ближним. Поддерживаемые верой, будем видеть наше служение в мире в свете надежды, ожидая «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр 3. 13; ср.Откр 21. 1).

15. Когда апостол Павел уже приблизился концу своей жизни, он просил своего ученика Тимофея «держаться веры» (ср. 2 Тим 2. 22) с тем же постоянством, с каким тот держался ее в детстве (ср. 2 Тим 3. 15). В этом призыве мы слышим обращение к каждому из нас, чтобы никто не становился ленивым в вере. Она является спутницей нашей жизни, что позволяет всегда новым взором воспринимать те чудеса, которые Бог совершает для нас. Вера, которая стремится к распознанию знамений времени в нынешнем дне истории, побуждает каждого из нас становиться живым знамением присутствия воскресшего Господа в мире. В чем сегодня особенно нуждается мир – так это в убедительном свидетельстве тех, чьи ум и сердце просвещены словом Господа и кто способен открыть умы и сердца многих для стремления к Богу и к истинной жизни, которая бесконечна.

«Слово Господне распространяется и прославится» (ср. 2 Фес 3. 1): пусть этот Год веры всё больше укрепляет отношения с Христом Господом, потому что только в Нем уверенность в будущем и гарантия подлинной и прочной любви. Последний луч света проливают на веру слова апостола Петра: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Петр 1. 6-9). Жизнь христиан знает опыт радости и опыт страдания. Сколько святых пережили одиночество! Сколько верующих даже в наши дни подвергнуты испытанию молчанием Бога, в то время как хотят услышать Его утешающий голос! Жизненные испытания, помогая постичь тайну креста и приобщиться страданиям Христовым (ср. Кол 1. 24), являются предвестниками той радости и той надежды, к которым приводит вера: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12. 10). Мы веруем с твердой определенностью, что Господь Иисус победил зло и смерть. С этой крепкой уверенностью мы вверяем себя Ему: Он, присутствующий среди нас, одолел власть лукавого (ср. Лк 11. 20), и Церковь, видимая община Его милосердия, пребывает в Нем как знамение окончательного примирения с Отцом.

Доверим это благодатное время Божией Матери, Которую восхваляют как «Блаженную», ибо Она – «Уверовавшая» (Лк 1. 45).

Дано в Риме у Святого Петра 11 октября 2011 года, в седьмой год моего понтификата.

Бенедикт XVI

[1] Проповедь на святой Мессе по случаю торжественного начала служения верховного Пастыря Церкви (24 апреля 2005): AAS 97 (2005), 710.

[2] Ср. Бенедикт XVI, Проповедь на святой Мессе на Террейру-ду-Пасу, Лиссабон (11 мая 2010: Insegnamenti VI, 1 (2010), 673.

[3] Ср. Иоанн Павел II, Апостольская Конституция Fidei depositum (11 октября 1992): AAS 86 (1994), 113-118.

[4] Речь на заключительном заседании Экстраординарного Синода Епископов (7 декабря 1985), II, B. a. 4: in Enchiridion Vaticanum, vol. 9, n. 1797.

[5] Павел VI, Апостольское обращение Petrum et Paulum Apostolos по случаю 1900-й годовщины мученичества святых апостолов Петра и Павла (22 февраля 1967): AAS 59 (1967), 196.

[6] Там же, 198.

[7] Павел VI, Торжественное исповедание веры, провозглашенное перед Базиликой Святого Петра 30 июня 1968 года, именуемого «Годом веры», по случаю 1900-й годовщины мученичества свв. Петра и Павла (30 июня 1968): AAS 60 (1968) 433-445.

[8] Он же, Общая аудиенция (14 июня 1967): Insegnamenti V (1967), 801.

[9] Апостольское послание Novo millennio ineunte (6 января 2001), 57: AAS 93 (2001), 308.

[10] Речь перед Римской курией (22 декабря 2005): AAS 98 (2006), 52.

[11] II Ватиканский Вселенский Собор, Догматическая Конституция о Церкви Lumen gentium, n. 8.

[12] De utilitate credendi [О пользе веры], 1,2.

[13] Ср. Augustinus Hipponensis, Confessiones [Августин Гиппонский, Исповедь], 1,1.

[14] II Ватиканский Вселенский Собор, Конституция о священной Литургии Sacrosanctum Concilium, n. 10.

[15] Ср. Иоанн Павел II, Апостольская Конституция Fidei depositum (11 октября 1992): AAS 86 (1994), 116.

[16] Проповедь 215,1.

[17] Катехизис Католической Церкви, 167.

[18] Ср. I Ватиканский Вселенский Собор, Догматическая Конституция о католической вере Dei Filius, гл. III, DS 3008-3009; II Ватиканский Вселенский Собор, Догматическая Конституция о Божественном Откровении Dei verbum, 5.

[19] Бенедикт XVI, Речь перед деятелями культуры в Коллегии бернардинцев в Париже (12 сентября 2008): AAS 100 (2008), 721-730.

[20] Ср. Augustinus Hipponensis, Confessiones [Августин Гиппонский, Исповедь], XIII,1.

[21] Иоанн Павел II, Апостольская Конституция Fidei depositum (11 октября 1992): AAS 86 (1994), 115 et 117.

[22] Ср. Иоанн Павел II, Энциклика Fides et ratio (14 сентября 1998), nn. 34 et 106: AAS 91 (1999), 31-32, 86-87.

© Неофициальный перевод П.Сахарова

catholic-russia.ru