11. Воскресение, вознесение и второе пришествие Христа

Воскресение Христа есть исторический факт

Христос сошел во ад и в третий день воскрес из мертвых

Выражением «Христос сошел во ад», мы исповедуем, что Иисус после Своей смерти сошел в «лоно Авраамово», т.е. в место, где находились души праведников, не могущих войти в рай, пока не совершилось Искупление. Искупление таким образом распространяется на предшественников Христа.

Здесь слово «ад» означает не «ад осужденных», а именно «лоно Авраамово».

В третий день после Своей смерти Иисус воскрес c тем же телом, c которым он был погребен. Его душа снова присоединилась к Его телу.

Воскресение совершилось собственной властью Иисуса Христа. Оно самое великое чудо из всех чудес творимых Христом.

Воскресение Господа есть основа нашей веры: А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор 15,17).

Воскресение, предсказанное Самим Христом во время Его земной жизни, проповедано Апостолами и удостоверено Священным Писанием и Преданием.

Христос предвозвещал Свое Воскресение при всех. Поэтому враги Его поставили стражу у гроба, чтобы ученики Его не крали Его тело (ср. Мф 27,66). После Своего Воскресения, Христос явился Своим Апостолам и более 500 ученикам Своим (ср. 1 Кор 15,6).

Воскресение Христа есть исторический факт, обладающий достоверностью любого исторического факта, и доказанный c большей серьезностью, чем огромная масса исторических фактов, признанных всеми без малейшего сомнения.

Вознесение Господа

Через сорок дней после Своего Воскресения Христос вознесся на небеса Своей собственной властью (ср. Деян 1,9-10). Сказав сие Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян 1,9).

Христос «восседает одесную Отца», т.е. по правую руку Отца. «Под правой рукой Отца, – пишет св. Иоанн Дамаскин, – мы разумеем славу и честь Божества, в которой Тот, Кто существовал как Сын Божий прежде всех веков, как Бог и единосущный Отцу воссел телесно по Воплощении и прославлении Его тела»[1].

На небе Христос предстает за нас пред ликом Отца. Он непрестанно исполняет Свое священническое служение (ср. Евр 7,25).

Христос приготовил нам место на небе (ср. Еф 2,6). Нам надо жить со взором, обращенным к славе Небесной: ищите горнего (Кол 3,1), мы не имеем здесь постоянного града (Евр 13,14). Но это не значит, что мы должны пренебрегать земными делами. Евангелие обязывает христиан напряженно содействовать созиданию мира.

Хотя Христос восшел на Небо, Он остался c нами в Евхаристии.

Второе Пришествие Христа

Христос есть Царь вселенной, но пока не все, что в мире Ему покорено (ср. Евр 2,7; 1 Кор 15,28). Торжественная победа Царства Христа состоится в конце времен, когда Господь придет во второй раз с силою и славою великою (Лк 21,27).

Священное Писание рассказывает о событиях, которые будут предшествовать славному явлению Христа (ср. Мф 24,1-51):

Многие придут под именем Моим, и будут говорить «Я Христос»... Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих (Мф 24,5).

– Будут войны, великие бедствия и другие знамения (Мф 24,6-7).

– Дьявол развернет мощное гонение на Церковь (Мф 24,9-10).

По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24,12).

– Евангелие будет проповедано по всей вселенной (Мф 24,14).

– Еврейский народ обратится к христианской вере (Рим 11,25).

– Придет Антихрист: Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... ибо тайна беззакония уже в действии... и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст своих (2 Фес 2,3).

Иисус, Который был несправедливо приговорен к смерти, придет как Верховный Судья, чтобы судить живых и мертвых: это – всеобщий суд, на котором Христос воздаст каждому человеку по делам его.

Святые получат при всех обещанную награду за добро, которое они сделали. Так восторжествует справедливость, ибо на этой земле часто бывает, что поступающих дурно восхваляют, а поступающих хорошо презирают и забывают.

Христос будет судить не только со справедливостью, но и c мудростью, силой и бесконечным милосердием.

Этот всеобщий суд отличается от частного суда, который совершается непосредственно после смерти каждого человека.


[1] Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, Книга IV, 2.