17. Богослужение и Таинства

Какие таинства есть у христиан?

Таинства – это ощутимые и действенные знаки, установленные Христом и вверенные Церкви для сообщения и умножения благодати в душе.

Ощутимые знаки: вода в таинстве Крещения, хлеб и вино в таинстве Евхаристии – это чувствительная реальность.

Действенные знаки: таинства не только означают благодать, присущую каждому таинству, но и осуществляют ее.

Бог может даровать человеку Свою благодать без всякого посредника. Однако, Он предпочел поступать иначе и установил таинства, в которых излияние благодати неотлучно связано с внешним знаком.

Христос обыкновенно совершал чудеса, используя материальную основу: Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам (Ин 9,6-7). В видимом знаке таинства воплощается невидимое действие Святого Духа. Для каждого таинства Христос выбрал материальную основу, которая означает именно то, что она осуществляет: вода крещения очищает душу, евхаристический хлеб кормит ее.

В Церкви – семь таинств: Крещение, Миропомазание (Конфирмация), Евхаристия, Покаяние, Соборование (Елеопомазание больных, Елеосвящение), Священство, Брак.

Семь таинств касаются всех этапов, всех важных моментов жизни христианина: они дают рождение и возрастание, исцеление и миссию христианской жизни в вере. Мы здесь замечаем некоторое подобие между этапами духовной жизни и жизни физической.

Христос установил все таинства. Евангелие свидетельствует об установлении Крещения, Евхаристии, Священства и Покаяния. Новый Завет упоминает также о других таинствах: апостол Иаков говорит о таинстве Елеопомазания болящих (Ик 5,14-16); Деяния Апостолов свидетельствуют о Миропомазании (Деяния 8,17; 19,6); апостол Павел говорит о таинстве Брака (Еф 5,32).

Материя таинства – это вещественные элементы (вода, елей, хлеб, вино) и человеческие действия (омовение, помазание, возложение рук и т.п.). Форма таинства – это слова, произнесенные совершителем таинства и сообщающие действенность материи («Я крещу тебя...», и т.д.).

Христос выбрал материю и форму каждого таинства. Никто не вправе их заменять. Церковь вправе изменить лишь то, что не было установлено Христом, приспосабливая таинства к обстоятельствам времени и места. Никакой обряд совершения таинств не может быть изменен или переделан по воле священника или общины.

Все таинства сообщают освящающую благодать тем, кто не препятствует ей. Эта благодать есть дар Духа, который оправдывает и освящает нас.

Более того, таинства сообщают тáинственную благодать, т.е. благодать, присущую каждому таинству и помогающую достичь цели каждого таинства. В таинстве покаяния, например, Бог дарует нам тáинственную благодать, которая помогает нам бороться с грехом в будущем. В таинстве брака Бог сообщает тáинственную благодать, которая глубоко влияет на всю супружескую жизнь, в частности, на взаимную любовь супругов.

В таинствах мы принимаем не только освящающую и тáинственную благодать, но и Самого Духа Святого. Плод тáинственной жизни – обóжение верующих Святым Духом, Который соединяет их со Христом.

Три таинства – Крещение, Миропомазание и Священство – кроме благодати Божией сообщают так называемый «тáинственный (или сакраментальный) характер» (т.е. печать по-гречески), который есть неизгладимый духовный знак, запечатленный в душе, и через который христианин приобщается к священству Христа. Эти таинства никогда не могут быть совершены повторно.

Таинство действует не в силу праведности человека, который совершает его или принимает, а силой Самого Бога. Таинство действует ex opere operato (самим фактом совершения тáинственного знака). Когда таинство совершается согласно намерениям Церкви, могущество Христа и Его Духа действует в нем и им независимо от личной святости священнослужителя.

Хотя действенность таинства не зависит от нравственных качеств служителя, его вера и благочестие помогают его личному освящению и влияют на расположения души того, кто принимает таинство, а значит и на плоды таинства в его душе.

Действенность таинств идет от Самого Иисуса Христа, Который действует в них. Однако плоды таинств зависят также от предрасположения того, кто получает их: если он принимает таинство c верой, сокрушением сердца, желанием обращения и исполнения воли Божией, то благодать, дарованная ему Богом в таинстве, принесет много плодов.

Человек, совершающий таинство, становится служителем Христа и Церкви. Его называют служителем таинства. Служителем не может быть любой христианин: им обычно становится тот, кто принял таинство священства.

Богослужение

Литургические действия являются не частными действиями, но служением Церкви. Они принадлежат всему Телу Церкви, являют его и отражаются на нем.

Не у всех членов одно и то же дело (Рим 12,4). Некоторые члены призваны Богом к особому служению Церкви. Эти служители избраны и посвящены таинством священства, которым Дух Святой делает их способными действовать в лице Христа-Главы для служения всем членам Церкви.

Остальные верующие не ограничиваются пассивным присутствием в литургических действиях, но участвуют в них в силу общего священства верных. Хотя духовная жизнь верующих не ограничивается богослужением, участие в нем составляет для них, как и для всей Церкви, вершину, к которой стремится их деятельность и источник, из которого исходит их сила.

Здания, предназначенные для богослужения, – не просто места для собраний: они знаменуют и являют собой обитель Бога c людьми. В храме совершается и сохраняется Святая Евхаристия. Храм должен быть благоустроен и приспособлен для молитвы и священнослужения.

Необходимо, чтобы литургия была красивой и богатой. Богу надо принести лучшее, что у нас есть. По словам св. Хосемарии Эскрива, «нет в мире сияния, блеска, роскоши, достойных Имени Его».[1]

Рядом c таинствами, установленными Христом, Церковь установила сакраменталии, т.е. священнодейственные обряды. Сакраменталии – это священные знамения, через которые освящаются различные жизненные обстоятельства. Сакраменталии не дают благодати Святого Духа, как таинства, но молитвой Церкви они подготавливают верующего к ее принятию и располагают его к сотрудничеству c ней. В числе сакраменталий, прежде всего, находятся благословения (людей, пищи, предметов, мест).

Тайна, прославляемая в богослужении, одна, но формы прославления разные. Бездонное богатство Тайны Христа таково, что никакая литургическая традиция не может исчерпывающе ее выразить. Литургические традиции, или обряды, практикующиеся сегодня в Церкви, – это латинский обряд (главным образом обряд римский, но также и обряд некоторых поместных церквей, например, обряд амвросианский или обряд некоторых монашеских орденов) и обряд византийский, александрийский или коптский, сирийский, армянский, маронитский и халдейский. Церковь почитает все законно признанные обряды равночестными и хочет в будущем хранить их и всячески содействовать им.

Латинский язык есть официальный язык Церкви и литургии латинского обряда. Нужно заботиться о том, чтобы верующие латинского обряда умели читать и петь на латинском языке неизменяемые части Литургии, предназначенные им.


[1] Св. Х. Эскрива, Путь, 527