9. Матерь Божия

Мария есть Матерь Божия и Матерь наша.

Бог предвечно избрал Марию, чтобы Она стала Матерью Его Сына, свободно согласившись на Боговоплощение.

В тот самый миг, когда Мария дала согласие Ангелу, в Ее чреве образовалось Христово Тело, к которому присоединилась Его душа; и человеческая природа Христа присоединилась к Божеству, так что с первого момента Он есть совершенный Бог и совершенный Человек.

Мария есть Матерь Божия, ибо Она мать Иисуса, истинного Бога. Тот, Кого Она зачала как человека и Кто воистину стал Ее Сыном по плоти есть Предвечный Сын Отца. Название Божией Матери есть самое высшее достоинство Марии. В силу Ее Богоматеринства, Бог наделил Марию многочисленными преимуществами.

Мария – Всесвятая, Пресвятая. Радуйся, Благодатная! (Лк 1,28). Так приветствовал Ее Ангел Гавриил. Благодатная полнота Пресвятой Девы означает, что Она была освящена благодатью Божией как никакое другое творение, кроме Пресвятого Человечества Христа, и чудесным образом стала участницей сокровенной жизни Пресвятой Троицы как Дочь Бога Отца, Матерь Бога Сына и Невеста Бога Святого Духа.

Через этот дар предивной благодати Мария далеко превосходит всякое иное творение небесное и земное. Бог наделил ее превыше всех ангельских духов и превыше всех святых изобилием небесной благодати, так что нет кроме Бога никого, более великого, чем Она.

Поскольку Мария – дочь Евы, Она нуждается в спасении. Однако по установлению Божию, Она была спасена, искуплена Сыном и облагодатствована уже в самый миг Своего зачатия, дабы пребывала всегда совершено незапятнанной, полностью изъятой из рабства греху, всепрекрасной и всесовершенной. Иными словами, Пресвятая Богородица была с первого мгновения Своего зачатия в предвидении заслуг Искупителя рода человеческого предохранена от всякой скверны первородного греха. Таково содержание догмата непорочного зачатия Богородицы.

Богословы объясняют причины этого догмата следующим образом: это следовало сделать (Мария есть Матерь Божия); Бог мог это сделать (ведь Он всемогущий); значит, Он это сделал (если бы мы получили возможность выбирать себе мать, мы избрали бы ту, которая у нас есть, и наделили бы ее всеми возможными милостями). Это самое ясное объяснение причин, по которым Господь одарил Свою Мать всеми преимуществами с первого мига Ее непорочного зачатия.

Мария – Приснодева. Она зачала и родила Сына без нарушения Своего девства. Подобно тому, как луч солнца проходит сквозь кристалл, не ослабляя своего сияния, так и Иисус совершил Свое вхождение в мир. Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил (Ис 7,14).

Мария – Дева до рождения Христа: Она зачала Его не от мужа, но от Святого Духа. Она сохранила Свою телесную девственность даже в рождении Сына по особому Божественному вмешательству. Она осталась Девой и после рождения Его. Мария есть одновременно Дева и Матерь.

Завершив путь земной жизни, Пренепорочная Дева была взята телом и душой в небесную славу и возвеличена Господом как Царица вселенной. Это – праздник Успения Богородицы.

Мария не родилась в первородном грехе. Она не должна была ни страдать ни умереть. Бог не позволил, чтобы тело Той, Которая несла Бога во чреве Своем, подверглось тлению. Завершив путь земной жизни, Он взял Ее телом и душой в небесную славу.

Мария – Матерь людей. Как Иисус есть «новый Адам», так и Мария есть «новая Ева». Ева одобрила слова змия, и в мир вошли грех и смерть; Мария согласилась на то, что сказал Ей ангел, и в мир вошли благодать и жизнь. Узел, завязанный непослушанием Евы, был расторгнут послушанием Марии; что связала неверием дева Ева, то Дева Мария развязала верою. Смерть – через Еву, жизнь – через Марию. Мария есть Матерь живых.

В Кане Галилейской мы видим, как Мария заступается за нас: У них нет вина (Ин 2,1). Мария дана нам в матери Самим Иисусом: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя (Ин 19,26). Мария, которая родила Сына без боли, родила каждого из нас в страшной скорби – у подножия Креста.

Материнское служение Марии по отношению к людям никак ни затемняет ни умаляет единственное посредничество Христа между Богом и людьми, но являет силу его. Ее служение ни в коем случае не мешает непосредственному единению верующих со Христом, но благоприятствует ему. Мария есть путь ко Христу, Она ведет нас к Сыну: Что скажет Он вам, то сделайте, – говорит Она (Ин 2,5).

Мария – Матерь Церкви. Завершая Второй Ватиканский Собор, Папа Павел VI торжественно объявил Ее Матерью Церкви. Мария есть Матерь Церкви, Мистического Тела Христа, и Матерь каждого из нас, членов этого Тела.

Мария есть Соспасительница со Христом. Она стояла возле Креста Своего Сына, глубоко страдала с Ним и материнским сердцем приобщалась к Его жертве, согласясь с любовью на заклание Жертвы от Нее рожденной.

В самом начале Ветхого Завета подчеркивается призвание Божией Матери: Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее. Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3,15).

В конце Нового Завета открывается в полной ясности призвание Марии: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения... и вот большой красный дракон... стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца... И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона... и дракон был низвержен на землю и начал преследовать жену... и рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань c прочими от семени ее (Откр 12).

Почитая Богородицу, не рискуем ли мы утратить меру и воздать Ей почести, которые следует воздавать только Богу? Нет. Мария Сама освободила нас от подобных сомнений, сказав: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк 1, 48-50).