Персональная прелатура «Opus Dei»: пять вопросов и ответов

28 ноября 1982 г. «Opus Dei» был присвоен статус персональной прелатуры. Ниже мы предлагаем вашему вниманию пять вопросов и ответов на тему этого юридически-канонического лица.

1. Почему «Opus Dei» был присвоен статус персональной прелатуры?

Потому что это наиболее адекватный для «Opus Dei» статус внутри Церкви, который соответствует его изначальной харизме и лучше отражает универсальный характер последней.

Персональные прелатуры родились по желанию отцов II Ватиканского собора, нашедшему впоследствии свое отражение в Кодексе канонического права (кан. 294-297). Это особенно гибкий юридический статус, позволяющий ответить на новые евангелизаторские потребности, которые возникают в нашем обществе и не могут быть полностью удовлетворены привычными методами пастырской работы.

Реальности «Opus Dei», присутствующей к данному моменту по всему миру (на сегодня – более чем в шестидесяти странах), лучше всего соответствует юридический статус персональной прелатуры международного характера.

Это организация, подчиняющаяся общему праву Церкви, что позволяет избежать всякой «исключительности» в отношениях с епархиями.

Это организация секулярного характера, что совершенно созвучно природе «Opus Dei», духовность которого ориентирована на мирян, т.е. на людей, живущих в миру и не нуждающихся в каком-либо особом посвящении, помимо полученного в таинстве крещения.

2. Почему именно «Opus Dei» стало первой организацией, получившей этот новый статус?

Потому что этот статус полностью соответствует его природе. Кроме того, в течение нескольких лет пересматривался юридический облик «Opus Dei».

Иоанн Павел I, а затем и Иоанн Павел II просили раба Божьего Альваро дель Портильо, первого преемника св. Хосемарии на посту главы «Opus Dei», продолжать этот пересмотр, пока наша организация не приобрела надлежащую каноническую форму.

Основатель почти с самого момента основания в 1928 г. желал для «Opus Dei» юридического статуса персонального типа. 3. Какова миссия «Opus Dei»?

Насаждение полноты христианской жизни в миру путем насаждения абсолютно светской духовности, практикуемой клириками и мирянами в цельности призвания. Новизна харизмы «Opus Dei» состоит именно в гармоничном сочетании этих трех характеристик.

4. Что значит выражение «персональная прелатура»?

Термин «персональный» используется как альтернатива для термина «территориальный». Обычные церковные образования (епархии, например) – это образования территориальные, т.е. ограниченные определенной территорией.

Но каноническое право допускает существование структур иного типа, создаваемых для того, чтобы ответить на различные пастырские нужды. К подобным структурам принадлежат, например, войсковые ординариаты или ординариаты для восточных католиков.

Как и все прочие церковные образования, персональные прелатуры подчинены Папе посредством Конгрегации по делам епископов.

Персональная прелатура «Opus Dei» вверена окормлению прелата – сегодня это монс. Хавьер Эчеваррия, получивший епископское рукоположение от Иоанна Павла II. Прелат руководит прелатурой как ее собственный ординарий.

Папа Иоанн Павел II говорил по этому поводу: «Мне хотелось бы, прежде всего, подчеркнуть, что благодаря принадлежности верных-мирян и к своей поместной Церкви, и к прелатуре, в которую они инкорпорированы, особая миссия прелатуры вливается в благовестие всей поместной Церкви, как того и желал II Ватиканский собор, рисуя образ персональных прелатур» (выступление от 17 марта 2001 г., п.1).

5. После присвоения «Opus Dei»статуса прелатуры изменились ли как-то отношения с церковными властями?

Статус прелатуры придал «Opus Dei» большей «церковной представительности» и очень благотворно сказался на отношениях с церковными властями. Благодаря этому статусу «Opus Dei» превратился в юридическую структуру иерархического устройства Церкви.

Как и в случае иных персональных образований, право предусматривает надлежащие системы и нормы согласования деятельности персональных прелатур с территориальными образованиями.