Послание о деле святого Гавриила

Послание, 29-е по счёту, опубликовано в полном собрании сочинений святого Хосемарии и посвящено делу святого Гавриила, одному из апостольств (скорее всего, самому обширному на сегодняшний день), которое Opus Dei осуществляет среди людей, в целом настроенных и ориентированных на путь супружеской жизни.

Отрывки послания святого Гавриила .epub

Отрывки послания святого Гавриила .docx


За свою жизнь святой Хосемария подготовил целый ряд документов, которые назвал «Посланиями», посвященных основополагающим аспектам харизмы и истории Opus Dei. Их тон напоминает семейную беседу, в которой основатель говорит мягко, как человек, по-дружески беседующий с близкими людьми, которым хочет сообщить какую-то важную новость.

Послание святого Гавриила датируется 9 января 1959 года, что, несомненно, близко ко времени его написания, однако более точно определить период, в который святой Хосемария его составил, невозможно. Известно, что после публикации послания 21 января 1966 года, его копии были разосланы в разные страны.

Послание, 29-е по счёту, и опубликованное в полном собрании сочинений святого Хосемарии, посвящено делу святого Гавриила, одному из апостольств, которое Opus Dei проводит среди людей, в целом ориентированных на призвание к супружеской жизни.

Святой Хосемария подробно остановился на этой теме в 1950 году, когда написал Руководство к делу святого Гавриила, четвертое из его Руководств, которое он начал писать в 1935 году. Руководство было тесно связано с юридическим утверждением фигуры супернумерариев, в которых Святой Престол признал истинное призвание полностью посвятить себя Богу, уделяя при этом столько времени апостольской работе, сколько позволяют их семейные и социальные обстоятельства.

С 1950 по 1965 год мир сильно изменился, и на горизонте виднелись радикальные социальные преобразования, которые должны были отразиться на многих аспектах нашей жизни, прежде всего на религиозном, но также на нравственном и семейном. Святому Хосемарии было необходимо подчеркнуть одно из направлений дела святого Гавриила, о котором он уже упоминал в «Руководстве», и который здесь занимает важнейшее место: евангелизационная направленность дела св. Гавриила, призванного осуществлять не только личное апостольство, но и оказывать христианское влияние на мир, который резко отворачивается от Бога, по крайней мере на Западе.

Когда это послание вышло в середине 60-х годов, дело Святого Гавриила уже широко распространялось в разных странах. Иметь такой текст в то время было очень полезно для образования тех, кто возглавлял образовательные мероприятия супернумерариев и передавал им учение основателя Дела по вопросам, представленным в этом тексте. Общественное мнение по некоторым из них, например, по вопросам супружеской этики, сильно изменилось с 1950 года и в 1966 году стало весьма актуальной темой.

Содержание послания

Св. Хосемария начинает свое послание с напоминания о том, что спасение, принесенное Иисусом, предназначено всем людям безо всякого исключения. Однако, хотя Его искупление преизбыточно, приходится констатировать, что многие не знают Господа, и в мире преобладает зло: «На поле, которое Бог возделал Себе на земле и отдал в наследие Христу, растут плевелы. Не просто плевелы, а целые их заросли!» – пишет Основатель (3а). Перед лицом такой реальности с этих страниц Он призывает соучаствовать в искуплении Иисуса, а не оставаться в стороне. Мы должны быть закваской в тесте, постепенно и неуклонно действуя ради обожения людей (пп. 1–9).

Именно в контексте этих великих апостольских горизонтов, как пишет далее св. Хосемария в пп. 10–15, и разворачивается дело св. Гавриила, которое позволяет нам «наполнять всякую деятельность в миру сверхъестественным содержанием, эффективно способствующим по мере своего раскрытия разрешению великих человеческих проблем» (10а). Это ключевой момент послания: плод дела св. Гавриила состоит не только в том, чтобы совершенствовать христианскую жизнь участвующих в нем, но также вследствие личного усилия животворить и озарять преходящие реальности и структуры жизнью и светом Христа. В данном разделе Основатель говорит о призвании супернумерариев, уделяя особое внимание аспекту евангелизации и преображения мира. Это самые разные люди, любого социального положения, способные независимо от того, занимают ли они руководящие посты или же играют самые скромные роли в обществе, оказывать христианское влияние на него с помощью всего разнообразия апостольства, которое подсказывает сама жизнь. Вот почему такое значение имеет профессиональное призвание, составляющее часть призвания супернумерария, которое, помимо других аспектов, отличает дело св. Гавриила от апостольства, реализуемого другими церковными организациями.

Раздел в середине (пп. 16–32) начинается с размышления о соотношении между святостью и личным апостольством. Затем Основатель продолжает развивать основную тему своего послания, уже затронутую в предыдущем разделе. Профессиональная и апостольская деятельность нацелена не только на реализацию индивидуального апостольства члена Opus Dei, но и на созидание более справедливого и христианского общества. Поэтому Хосемария призывает любить мир и бесстрашно принимать участие во всех видах человеческой деятельности и организациях. Безответственно оставлять пространство врагам Божьим, но в то же время нельзя действовать грубо: «Наш подход, дети мои, должен быть полон понимания и любви. Мы не действуем против кого-то, не должно быть ни тени какого-то сектантства: мы хотим утопить зло в изобилии добра» (25а). Работе члена Opus Dei характерна «великая любовь ко всем людям, открытое всем их тревогам и проблемам сердце, безграничное понимание, чуждое дискриминации и всякого исключения» (26а). Но, как отмечает св. Хосемария, христианин не может почивать на лаврах: оставаясь активным и спокойным реалистом, он должен стремиться «христианизировать все виды деятельности мира сего, ставя Христа во главу любых человеческих занятий» (28а). Здесь Основатель подчеркивает, что важно донести евангельскую весть до всех людей.

Следующий краткий раздел (пп. 33–37) посвящен описанию некоторых особенностей подготовки супернумерариев. Основатель говорит, в частности, о свободе, которая должна лежать в основе этой подготовки. Помимо всего прочего, это свобода развиваться на широком поприще личной и профессиональной деятельности и возможности выбора: «Свобода, дети мои, – пишет св. Хосемария. – Никогда не ждите от Дела таких инструкций, какие дает мир» (36а). Он призывает каждого искать решения, которые по своей совести сочтет самыми подходящими для решения земных проблем. Эскрива с сожалением говорит, что в Церкви есть такие, кто не понимает и не уважает эту свободу по причине клерикализма.

В очередном также кратком разделе (пп. 38–42) изложены другие характеристики апостольства супернумерариев: в их случае это нецерковная задача, которая должна осуществляться со смирением на поле гражданских обязанностей и прав, так как данное призвание носит «сугубо мирской характер» (41а). Поэтому Основатель вновь настаивает на необходимости присутствовать как христианская закваска во всех видах человеческой деятельности, в том числе по мере возможностей каждого в общественной жизни, помня о влиянии гражданского законодательства на образ жизни людей в вопросах морального значения.

Кратко упомянув помощников (п. 43), св. Хосемария останавливается на некоторых специфических формах апостольства, таких как несение евангельской вести обществу с помощью средств массовой информации (пп. 44–46), досуга, деятельности в мире финансов и различных сферах экономической и политической жизни (пп. 47–52).

В последнем разделе (пп. 53–58), посвященном семейной жизни и браку, изложены критерии святого выполнения супружеских обязанностей в те времена, когда как раз начиналось распространение психологии сексуальной вседозволенности, контрацепции и разводов.

Послание завершается словами, в которых Основатель призывает следовать данному Господом призванию, опираясь на сознание своего богосыновства (пп. 59–60).