Послание прелата (декабрь 2013 г.)

"В прошлые месяцы я обращался к истинам веры, содержащимся в «Верую». Сейчас я бы хотел сформулировать для себя и для вас положения, которые бы помогли на последующие месяцы пропитать добродетелью веры наше существование".

Возлюбленные, да хранит Иисус моих дочерей и сыновей!

Римский Понтифик завершил Год веры, в течение которого мы с Божьей помощью старались укрепиться в этой теологической добродетели, корне христианской жизни, усердно прося Господа: adáuge nobis fidem[1], – умножить в нас веру, а вместе с ней любовь и благочестие. Сегодня, по прошествии этих месяцев благодати, получив стимул, мы постараемся приложить максимум усилий, чтобы следовать день ото дня путем, ведущим к Небу. Прибегнем к заступничеству Пресвятой Богородицы, Учительницы веры и близости с Богом, чтобы Она помогла нашим намерениям – пребывать верными Ее Сыну и Церкви – воплотиться в жизнь.

В документах учительства Церкви, в том числе недавно опубликованной энциклике Lumen fídei, можно выделить два аспекта, лежащих в основе нашей веры, – как они представлены в Новом Завете. Если, с одной стороны, святой Павел утверждает: fideseх audítu[2], – вера исходит от слушания Слова Божия, читаемого и принимаемого в Церкви, то святой Иоанн – с другой – дает нам понять, что Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир[3], предоставляя людям возможность познать скрытые тайны Бога. Свет и слово, слово и свет – эти два понятия на самом деле неразделимы и определяют веру, которую мы исповедуем. Насущно необходимо вновь осознать, что свет – отличительная особенность веры, ведь когда ее пламя угасает, то в конце концов затухают и все прочие огни[4]. Поблагодарим Бога от всего сердца, дочери мои и сыновья, за то сияние, которое Дух Святой через учительство Церкви и примером жизни святых постоянно зажигает в нас: приложим усилия, чтобы принять Его и позволить Утешителю управлять нами в повседневной жизни.

В середине прошлого месяца в Риме был проведен конгресс «Святой Хосемария и теологическое мышление», на котором было проанализировано, как проповеди и свидетельства святых дают людям новый свет, помогающий укрепиться в вере и, как следствие, глубже проникнуть в научное изложение доктрины. Этот конгресс открыл горизонты для более широкого распространения, особенно в теологической среде, того сообщения, которое наш Отец получил от Бога 2 октября 1928 года, с целью передать его другим христианам, погруженным в семейные, профессиональные и социальные занятия, в обычную жизнь.

 В прошлые месяцы я обращался к истинам веры, содержащимся в «Верую». Сейчас я бы хотел сформулировать для себя и для вас положения, которые бы помогли на последующие месяцы пропитать добродетелью веры наше существование. Давайте сосредоточимся на том, как должна проявляться в нашем повседневном поведении вера, чтобы она могла осветить наш разум, укрепить волю и разжечь сердце, дабы мы воплощали знание и любовь Бога в нашей жизни и передавали их всем душам.

Отправной точкой для нас станет полная уверенность в том, что в Церкви мы получаем всю полноту средств для достижения святости, которые нам оставил Сам Христос. Среди них, как читаем в энциклике Lumen fídei, принятие таинств, исполнение Божьих и Церковных заповедей, молитва.

Таинство – это действие Христа, через которое Его Пресвятая Человечность, прославленная на Небесах, вступает в прямую и непосредственную связь с душами, чтобы освящать их. Кроме того, Дух Святой следует иными, неведомыми нам путями, через которые привлекает людей к Богу. Однако Папа предостерегает, что наша культура утратила представление о таком конкретном присутствии Бога, о Его действии в мире. Мы думаем, что Бог находится где-то по ту сторону, в другом уровне реальности, вдали от наших конкретных отношений. Но если бы это было так, если бы Бог был неспособен действовать в мире, то Его любовь не была бы поистине всемогущей, поистине реальной, а значит не была бы настоящей любовью[5].

Вспомним слова святого Хосемарии, сказанные им еще в юности: мы должны быть уверены в том, что Господь – всегда рядом. Мы живем так, словно Он – далеко, в небесах, там, где мерцают звезды. Но Он – всегда рядом. Ибо Он – любящий Отец. Все матери мира не могут так любить своих детей, как Он любит каждого из нас – помогая, вдохновляя, благословляя и … прощая. Необходимо, чтобы мы исполнились сознанием того, что Отец любит нас, что Он – наш истинный Отец, сущий на небесах и пребывающий здесь, с нами[6].

Особым образом мы можем ощущать любовь и заботу Бога, когда мы получаем тáинственное отпущение грехов и принимаем Евхаристию. Какую уверенность мы приобретаем в прощении Бога и близком общении с Ним, какой мир снисходит в наши души, и мы становимся способными озарить этим светом все наше окружение! Поэтому я никогда не устану повторять, что каждый раз, когда мы прибегаем к таинствам, Сам Дух Святой привлекает нас через Иисуса Христа к любви Бога Отца.

Давайте перенесем эти размышления на сражения нашей собственной внутренней битвы. Мы можем стать святыми, мы должны стать святыми, несмотря на недостатки и падения, потому что Бог призывает нас как Своих детей подойти ближе к Его божественной жизни через Иисуса Христа и предлагает для этого все необходимые средства. С благодатью таинств и молитвы нам легче исполнять заповеди божественного закона и быть верными долгу. Декалог – собрание не запрещающих предписаний, а конкретных указаний, как выйти из пустыни самодостаточного «я», замкнутого на себе, чтобы вступить в диалог с Богом, позволить Его милосердию охватить нас, чтобы нести его другим[7].

Попросим у Господа, чтобы Он даровал нам крепкую веру, оживляющую наши поступки. Вне всякого сомнения, мы верим в слово Божие, нас восхищает размышление над Евангелием, но, возможно, оно не проникает так глубоко в наши души, чтобы преобразить все и каждое из наших действий. И когда мы сталкиваемся с сухостью, трудностями или сопротивлением в среде, иногда мы начинаем унывать. Быть может, наша вера уснула? Возможно, нам стоит больше рассчитывать на помощь Утешителя, живущего в душе посредством благодати? Не возлагаем ли мы слишком много надежд на собственные силы? Поразмышляем над преображением Апостолов во время Пятидесятницы и присоединимся к этому водителю Господа, Который говорит с нами через христианские благочестивые практики, рекомендованные Церковью во все времена: молитвенное размышления и краткие молитвенные воззвания, а также устные молитвы – особенно Розарий, предложение маленьких жертв, испытание совести, выполненная добросовестно и в присутствии Божием работа.

Внутренняя жизнь, – учил наш Отец, – это не чувство. Когда мы видим с ясностью, что оно того стоит, стоит выкладываться один и другой день, месяц за месяцем, год за годом, и всю жизнь, потому что затем нас ожидает Любовь на Небесах. Сколько у нас света! Нужно удерживать это все, дети души моей. Нужно построить в нашей душе некое водохранилище, которое бы сохраняло всю эту благодать Божию. И когда придет темнота, ночь, горечь, надлежит окунуться в эти чистые воды Благодати Господней. Даже если в этот момент я слеп, я вижу, даже если сух, я орошаюсь водами, исходящими из Сердца Иисуса и ведущими к жизни вечной. Таким образом, дети мои, будем упорствовать в битве[8].

Так мы окажемся способными помочь другим людям, чтобы они тоже следовали путями веры. На самом деле вера смотрит не только на Иисуса, но и с точки зрения Иисуса, Его очами: вера – соучастие в Его образе видения[9]. Иисус умел смотреть и на каждого отдельного человека, и на толпы людей. За всех и за каждого из нас Он сошел в этот мир, за всех и за каждого исполняется спасительное дело. Наша миссия очень конкретна: привести к Господу тех людей, которые встречаются на нашем жизненном пути, начиная с наших близких. Так поступали первые христиане, благодаря которым обратился языческий мир.

В одной из своих старых проповедей святой Хосемария размышлял над примером наших первых братьев по вере: мужчины без образования, осведомленные о своем мученичестве и о жестокой смерти, принимают роль соискупителей со Христом и спасителей мира, начинают низвергать язычество и наполняют землю христианской кровью. Очень скоро их проповеди стала сопровождать славная казнь, которой они отмечают проповедованную веру. Савл – в прошлом гонитель, которому трудно было идти против рожна (Деян 9, 5). Туда шли все, чтобы своей чистотой очистить грязное болото от язычников; завоевать – небольшими добродетелями, которые они практиковали: чистота, скромность, застенчивость, – склонность к наслаждению тогдашнего общества (…). Они вошли в самое сердце древнего мира. Что смогут они осуществить там? Ответ нам подсказывает история: престолы императоров свергаются сегодня и через две тысячи лет. Петр же продолжает быть Епископом Рима[10].

 Также сегодня призываемые к Новой евангелизации, мы должны поддерживать такую же живую надежду. Non est abbreviáta manus Dómini[11], вот рука Господня не сократилась. Сейчас нужны мужчины и женщины веры – чтобы возобновить чудеса Писания. Несколько дней назад Папа опубликовал апостольское послание Evangélii gáudium, связанное с Ассамблеей последнего Синода Епископов, в нем говорится о Новой евангелизации. Я рекомендую вам прочитать этот текст, несомненно, он нам предложит новый свет и вдохновит на исполнение этого великого задания.

Не могу не напомнить, что ближайшее 12 декабря – праздник Пресвятой Девы Марии Гваделупской, очередная годовщина божественного выражения, которое святой Хосемария услышал в 1931 году, во времена трудностей в развитии Дела, в глубине своей души, – это были слова из Святого Писания: Inter médium móntium pertransibunt aquæ[12], сквозь горы протекут воды благодати, преодолевая всякие трудности, все, что противостоит Царству Божьему в личном развитии и в жизни Церкви и человечества. Потому что сия есть победа, победившая мир, вера наша[13]. Постараемся таким образом следовать вдохновениям нашего Отца, которые мы открываем в его словах и письмах – с момента основания Опус Деи: regnareChristumvólumus!Хотим, чтобы Христос царствовал!

Сегодня начинается время Адвента, время приготовления к Рождеству Господню. Нам могут послужить эти дни, восхищаясь добротой и милосердием Бога Отца, Который посылает Своего Сына в мир, обновлением желания пребывать всегда открытыми свету и слову Божиим – прежде всего во время чтения и размышления над Святым Писанием.

Вратами рождественских праздников станет торжество Непорочного Зачатия Девы Марии, которая является учительницей веры и надежды, прекрасным примером того, как можно любить Господа и ближнего через Бога – с сердцем, разумом и чувствами, постоянно погруженными в Господа. Постараемся приготовиться к этому торжеству, прибегая с еще большей сыновьей любовью к нашей Небесной Матери.

Отведем больше времени в молитве за Церковь и Папу, за его помощников, за мои намерения, за намерения, духовные и материальные, всех людей нашего времени, за то, чтобы мы никогда не были безразличны (благодаря Богу, я уверен, этого не произойдет) к материальным и духовным трудностям, которые иногда становятся настоящими трагедиями, поражающими людей по всему миру.

Во время этого месяца в Деле есть различные годовщины, например, основание Римского Колледжа Пресвятой Марии в 1953 году, – поблагодарим Господа за них.

Со всей любовью, вас благословляет

Ваш Отец

+ Хавьер

Рим, 1 декабря 2013.

[1] Лк 17, 5.

[2] Рим 10, 17.

[3] Ин 1, 9.

[4] Папа Франциск, энц. Lumen fídei, 29.06.2013. № 4.

[5] Там же № 17.

[6] Святой Хосемария, Путь № 267.

[7] Папа Франциск, энц. Lumen fídei, 29.06.2013. № 46.

[8] San Josemaría, Notas de una reunión familiar, 17-II-1974.

[9] Папа Франциск, энц. Lumen fídei, 29.06.2013. № 18.

[10] San Josemaría, Notas de una reunión familiar, 26- VII-1937.

[11] Иc 59, 1.

[12] Пс 103 (104), 10.

[13] 1 Ин 5, 4.