Послание прелата (апрель 2013 г.)

Иосиф – это «хранитель», он умеет слушать Бога и следовать Его воле, именно поэтому он так восприимчив к людям, которые ему вверены.

Возлюбленные, да хранит Иисус моих дочерей и сыновей!

Еще совсем недавно произошло особо важное событие в жизни Церкви, свидетелями которого мы стали, – избрание нового Римского Понтифика. Как всегда бывает в подобных случаях, мы испытали действие Духа Святого и особым образом прониклись словами Бенедикта XVI, прозвучавшими в начале его Петрового служения: «Церковь жива. Это прекрасное ощущение этих дней (...). Церковь молода. Она несет в себе всё грядущее мира и таким образом указывает каждому из нас путь, ведущий к будущей жизни. Церковь жива, и мы это замечаем: мы испытываем радость, которую пообещал Воскресший Своим ближним»[1].

В Деле мы в единении с Церковью и с большой радостью приняли избрание Папы Франциска, который своими действиями и речами обрушил на мир и пробудил в людях жажду к улучшению. В день Торжества святого Иосифа, когда новый Римский Понтифик торжественно начал служение Верховного Пастыря Вселенской Церкви, мы особенно ощутили, как Господь с Его Пресвятой Матерью и святым Патриархом каждую минуту заботятся о Церкви; Невеста Христова никогда не остается одинокой среди бурь и колебаний, которым она подвержена на пути.

Как живет святой Иосиф призвание хранителя Марии, Иисуса и Церкви? –задавался вопросом Папа Франциск. И отвечал: в постоянном присутствии Бога, он открыт на Его знаки и готов к воплощению не своего, а Его плана; это то, чего Бог просит у Давида (...). Богу нужен не дом, возведенный человеком, а верность Его слову и предназначению; Бог Сам возводит дом, но из камней живых, отмеченных Его Духом. Иосиф – это «хранитель», он умеет слушать Бога и следовать Его воле, именно поэтому он так восприимчив к людям, которые ему вверены, он понимает и принимает различные происшествия в своей жизни, он внимателен к окружающим, умеет видеть верные решения[2]. Как я уже отмечал, до и после избрания, следуя во всем словам нашего Отца, мы уже любим нового Папу чрезмерной любовью, человеческой и сверхъестественной, когда стараемся поддерживать молитвой и умерщвлением первые, всегда важные, шаги его служения.

Вчера началось пасхальное время, полное радости и ликования, которые возносятся к небу во всех уголках земли и демонстрируют несокрушимую веру Церкви в Господа. Иисус в Своей позорной смерти на Кресте принял от Бога Отца через Духа Святого новую жизнь – жизнь, полную славы Пресвятой Человечности, как мы исповедуем по воскресеньям в одной из статьей Верую: Сам Иисус – perféctushomo – совершенный человек, распятый при Понтии Пилате и погребенный, тот самый Иисус воскрес в третий день по Писаниям[3], чтобы больше никогда не умереть, – это залог и обещание нашего будущего воскресения и вечной жизни, которую мы ожидаем. Вместе с Церковью мы говорим: воистину достойно и праведно, должно и спасительно Тебя, Господи, исповедовать во все времена, но особенно восхвалять Тебя в это время, когда заклан за нас Христос, Пасха наша. Ибо Он есть истинный Агнец, Который изгладил грехи мира. Своею смертью Он разрушил нашу смерть и воскресением восстановил нашу жизнь[4].

Постараемся углубиться, с помощью Утешителя, в эту великую тайну веры, на которой держится, подобно тому как здание – на цементе, вся христианская жизнь. «Тайна воскресения Христова, – учит Катехизис Католической Церкви, – есть действительное событие, имевшее историческое подтверждение, как свидетельствует об этом Новый Завет»[5]. Так, апостол Павел объяснял христианам из Коринфа: «Ибо я первоначально передал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, и что Он погребен был и что воскрес в третий день по Писанию и явился в Кифе, потом двенадцати»[6].

Исключительный характер воскресения Христова состоит в Его Пресвятой Человечности. Вновь соединенный душой и телом посредством силы Духа Святого, Он стал полностью преображен во славе Бога Отца. Это исторический факт, о котором правдиво свидетельствуют очевидцы, это одновременно и прежде всего главное основание христианской веры. Господь в Своей воскресшей плоти переходит из состояния смерти к иной жизни за пределами времени и пространства. Плоть Иисусова в Воскресении исполнена мощи Святого Духа; Он участвует в Божественной жизни во славе, так что апостол Павел мог назвать Христа человеком «небесным»[7].

Поразмышляем над тем, что написал святой Хосемария в одной из своих проповедей.Христос жив. Он есть Эммануил, что значит «С нами Бог». Его Воскресение говорит нам, что Бог не оставляет Своих ближних (...). Христос живет в Своей Церкви: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16, 7). Таков был замысел Божий: умирая на Кресте, Иисус даровал нам Духа Истины и Жизни. Христос пребывает в Церкви Своей: в ее Таинствах, Литургии, проповеди, во всем ее служении. Особым образом Христос присутствует среди нас в ежедневном даре Святой Евхаристии. Поэтому Божественная Литургия – это корень и средоточие христианской жизни. В любой Литургии Христос пребывает во всей полноте – Глава и Тело. “PerIpsum, etcumIpso, etinIpso” – через Христа, со Христом и во Христе, ибо Он есть Путь, Он есть Посредник. В Нем мы находим все. Вне Его наша жизнь пуста. Во Иисусе Христе и Им наставленные, мы «audemusdicere» – дерзаем говорить: «Paternoster», Отче наш. Мы дерзаем называть своим Отцом Создателя неба и земли. Присутствие Иисуса в Святых Дарах – залог, корень и смысл Его присутствия в мире[8].

Воскресший Христос – Господин мира и Господь истории: ничего не происходит, чего бы Он не хотел или не позволил, ввиду спасительных планов Господа. Святой Иоанн представляет нам Его во всей славе: и посреди семи светильников (я увидел) подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей[9].

Это превосходство нашего Господа над миром и историей во всей своей полноте требует, чтобы Его ученики прилагали все усилия для восстановления Его Царства на земле. Это требует от нас не только любить Господа всем сердцем и всей душой, но любить Его любовью искренней и эффективной, делом и истиною[10], любить каждого из наших ближних, и особенно тех, кто больше всего в этом нуждается. Мы очень хорошо понимаем – и об этом писал святой Хосемария – нетерпение и тревогу тех, кто, имея естественно-христианскую душу, не может стоять опустив руки перед личной и социальной несправедливостью, на которую способны сердца человеческие. Сколько веков люди сосуществуют в этом мире! И в то же время – сколько ненависти и фанатизма во взоре тех, кто не хочет видеть, и в сердце тех, кто не хочет любить![11]

Это и есть, как вы хорошо знаете, одна из наибольших проблем, о которой новый Папа Франциск говорит с первых моментов своего Понтификата. Подталкиваемые примером и учением нашего Отца, постараемся нести любовь Христову с духовным и материальным усердием – ради других, каждый в той среде, где работает; давайте действовать самостоятельно, а также искать и требовать сотрудничества тех, кто неравнодушен к окружающим. Не будем забывать, что Опус Деи родилось и укреплялосьпо воле Божией, в бедных и «больных» окрестностях Мадрида, и им посвящал себя наш Основатель со щедростью и героизмом, с большим энтузиазмом, в первые годы существования Дела. В 1941 году он писал: Мне не стоит напоминать, почему вы живете так – потому что Опус Деи родился среди бедных Мадрида, в самых отверженных больницах и районах: о бедных, о детях, о больных мы продолжаем заботиться и сейчас. Это традиция, которая всегда будет пребывать в Опус Деи[12].

Несколько лет спустя святой Хосемария дополнил эту идею другими словами, вполне ясными, и, несмотря на пройденное время, они сохраняют свою актуальность. В это время замешательства и путаницы, – писал он, – неизвестно, где находятся ни правые, ни центральные, ни левые в политической или социальной среде. Но если под левыми предполагают тех, кто выступает за благо для бедных: чтобы каждый мог удовлетворить право жить с минимальными удобствами, работать, не быть оставленным в случае болезни, отдыхать, иметь детей и уметь их воспитать, – в таком случае я на стороне левых, как никто другой. Разумеется, внутри социальной доктрины Церкви, без компромиссов с марксизмом или материалистическим атеизмом, без антихристианской классовой войны, потому что в этих вопросах мы не можем идти на уступки[13].

Особым образом наш Основатель страдал от нелюбви и недостатка милосердия к бездомным со стороны христиан. Земные богатства в руках немногих. Культурные блага заперты во дворцах. А вне этого – жажда хлеба и знаний, человеческие жизни (святые, ибо они от Бога), с которыми обращаются, как с простыми вещами, материалом для статистики. Я понимаю и разделяю то нетерпение, которое заставляет обращать взоры ко Христу, постоянно призывающему воплощать в реальность новую заповедь Любви. Все обстоятельства нашей жизни – это божественные глаголы, которые требуют от нас ответной любви и постоянной отдачи себя всем людям[14].

Дочери мои и сыновья, поразмышляем над этими словами и сделаем так, чтобы они прозвучали для многих, чтобы новая заповедь любви светила в жизни всех людей и была – как того хотел Христос – отличием всех учеников[15]. Я хотел, чтобы мы углубились в слова Евангелия, сказанные после воскресения Иисуса: gavísisuntdiscípulivisoDómino[16], ученики обрадовались, увидев Господа. Подумаем о том, что Учитель всегда рядом, и мы должны открыть Его, смотреть на Него, в обычных и необычных обстоятельствах повседневной жизни, с убеждением, звучащим в словах святого Хосемарии: либо мы найдем Его здесь, либо вовсе не найдем. Поэтому после триумфа Христа, после уверенности, на которую мы полагаемся, мы приобретаем новое направление нашей gáudiumcumpace – радости, полной мира. Обладает ли она сверхъестественным и человеческим смыслом?

В этом месяце, ликуя со всей Церковью в честь Воскресения Христова и нового наследника Петра на земле, мы – в Деле – имеем и другие причины для радости: годовщина первого Причастия и Миропомазания святого Хосемарии 23 апреля. Это прекрасная возможность просить у Господа посредством его заступничества изобилия света и силы Духа Святого для Папы Франциска, для Святой Церкви и всего человечества. Не буду скрывать, что мне очень нравится пересматривать историю Опус Деи, историю милосердия Божия, я прошу Пресвятую Троицу, чтобы и с вами происходило подобное: мы не живем воспоминаниями, мы радуемся, видя Божью руку, ведущую Опус Деи, в жизни святого Хосемарии.

Со всей любовью вас благословляет

Ваш Отец+

Хавьер

Рим, 1 апреля 2013.

[1] Benedicto XVI, Homilía en la Misa de comienzo del ministerio petrino, 24-IV-2005.

[2] Papa Francisco, Homilía en la Misa de comienzo del ministerio petrino, 19-III-2013.

[3] Никео-Константинопольский символ веры.

[4] Римский миссал, I Пасхальная Префация.

[5] Катехизис Католической Церкви, №639.

[6] 1 Кор 15, 3-5.

[7] Катехизис Католической Церкви, №646.

[8] Святой Хосемария, Христос проходит рядом, №102.

[9] Откр 1, 13-16.

[10] 1 Ин 3, 18.[11] Святой Хосемария, Христос проходит рядом, №111.[12] San Josenaria, Instrucción, 8-XII-1941, n. 57.

[13] San Josenaria, Instrucción, mayo-1935/14-IX-1950, n. 146.

[14] Святой Хосемария, Христос проходит рядом, № 111.[15] Ин 13, 34-35.[16] Ин 20, 20.