Послание прелата (Апрель 2014 г.)

Мы должны показывать людям путь к восстановлению радости и мира, и этот путь проходит через обращение к таинству Покаяния.

Возлюбленные, да хранит Иисус дочерей и сыновей моих!

По мере приближения Страстной недели, давайте растить в себе желание готовиться настолько хорошо, насколько это возможно, к тем дням, когда мы будем вспоминать и переживать центральные события Искупления. Давайте укреплять рвение к личному изменению: нет более подходящего времени для этого, чем период Великого Поста.

В своем послании на Великий Пост в этом году Святой Отец призывал нас смотреть на то, как «когда Иисус вошел в воды Иордана и был крещен Иоанном Крестителем, Он сделал это не потому, что нуждался в покаянии или преобразовании; Он сделал это, чтобы быть среди людей, которые нуждаются в прощении, быть среди нас, грешных, и взять на Себя бремя наших грехов. Таким образом Он решил утешить нас, чтобы спасти, чтобы освободить нас от наших страданий». [1]

Господь сошел на землю, чтобы исцелить нашу нищету, которая имеет различные формы. Помимо материальной бедности, которая касается многих людей, Папа обозначил и другие, более серьезные формы нищеты, отдаляющие от Бога: моральное и духовное лишение. Прежде всего это проявляется в том, что очень много мужчин и женщин, особенно среди молодежи, страдают от серьезных зависимостей, и в действительности находятся в рабстве у алкоголя, наркотиков, азартных игр, порнографии, что разрушает их самих и членов их семей, которые не знают, как помочь своим близким. «Этот тип нищеты, также ведущий к финансовому краху, неизменно связан с духовной нищетой, которую мы испытываем, когда отворачиваемся от Бога и отвергаем Его любовь. Если мы думаем, что не нуждаемся в Боге, обращающемся к нам через Христа, потому что считаем, что можем сделать все самостоятельно, мы находимся на грани падения. Только Бог может действительно спасти и освободить нас». [2]

Давайте не будем забывать, что посредством нашей личной борьбы и примером нашей жизни мы должны (и это всегда будет так) показывать людям путь к восстановлению радости и мира, и этот путь проходит через обращение к таинству Покаяния. Давайте стремиться улучшать собственный характер, прибегая к этому средству спасения, указанному Иисусом, и говорить другим, как извлечь выгоду из милосердия Божьего.

Это «реальное противоядие от духовной нищеты: куда бы мы ни пошли, мы призваны, как христиане, провозглашать освободительную весть, что прощение грехов возможно, что Бог больше нашей греховности, что Он свободно любит нас во все времена и что мы были созданы для общения с Ними вечной жизни. Господь просит нас быть радостными вестниками милосердия и надежды! Это изумительно – испытывать радость от распространения такой информации, делиться сокровищем, дарованным нам, утешая разбитые сердца и предлагая надежду братьям и сестрам, пребывающим во тьме. Это означает следовать за Иисусом и подражать Ему – Тому, Кто разыскивал бедных и грешников, Кто как любящий пастырь стремился разыскать заблудшую овцу. В союзе с Иисусом мы можем смело открывать новые пути евангелизации и человеческого развития». [3]

Святой Павел призывал христиан положиться на Господа нашего Иисуса Христа;[4]а именно «в таинстве покаяния, в котором ты и я облекаемся в Иисуса Христа и его заслуги»[5],– писал Святой Хосемария. Движимый его примером, Дон Альваро также настаивал на необходимости внимательно готовиться к этому таинству. Он был убежден, что люди услышат приглашение нашего Господа, Который призывает каждого человека к святости, если он борется – с усилием, но в то же время с миром – с целью ходить путями благодати, следуя за Богом. «Именно поэтому, – добавлял он, – апостольство исповеди имеет особое значение. Только тогда, когда души привыкают к дружбе с Богом, дружбе, основанной на даре освящающей благодати, они могут быть готовы услышать приглашение Иисуса: «Если кто хочет – иди за Мною...» (Мф 16:24).[6]

Теперь, когда Страстная неделя так близко, мы можем задаться вопросом, как мы используем эту возможность освящения, говорим ли о ней в кругу знакомых и должным ли образом заботимся об этом в течение всего года? Предстоящая канонизация Иоанна Павла II напоминает мне, как часто этот Святой Понтифик отмечал: верующие Прелатуры Opus Dei получили «харизму Исповеди» – особую благодать от Бога, чтобы привести множество душ к Его милосердию и прощению и таким образом помочь им восстановить христианскую радость. Давайте не ослабевать в исполнении этой задачи провозглашения Божьего прощения и находиться в дружбе с Ним.

Чем ближе было празднование Пасхи, тем старательнее Дон Альваро готовился к Пасхальному триденствию. Он сказал нам однажды: «Мы должны стремиться быть как бы очевидцами тех событий, проживая каждый момент Страстей вместе с нашим Господом, ощущая Его героическое самопожертвование и испытывая Его чувства. Мы должны в умах и сердцах сопровождать нашего Господа и Его благословенную Мать во время тех ужасных событий, про которые нельзя сказать, что они не касались непосредственно нас, так как Господь страдал и умер за грехи всех и каждого из нас. Просите Пресвятую Троицу о даре благодати, чтобы глубже проникнуть в страдания, которые Иисус принял ради нас, и чтобы приобрести привычку покаяния, которая так глубоко укоренилась в жизни нашего святого Основателя и даровала ему героический уровень любви».[7]

Литургия Великого Четверга произвела глубокое впечатление на Дона Альваро, и,наполненный надеждой, с радостью, а также с состраданием, он созерцал самоотдачу Христа за Церковь и за каждую душу, самоотдачу, которая положена в основу таинств Евхаристии и священства. В Страстную Пятницу он размышлял у 'алтаря покоя' о высшей Жертве Иисуса. Он любил бывать в храмах, где атмосфера воссоздавалась с особой серьезностью и торжественностью, желая среди прочего лучше подготовиться кпринятию Бога в свою душу.

Часто он замечал, что был тронут литургическими чтениями этих дней, особенно повествованием о Страстях от Иоанна. Он рекомендовал размышлять над Страстями Господа нашего и обожать Святой Крест. Он усиленно молился во время пения Плача Иеремии в Страстную Пятницу и во время Провозглашения Пасхи, триумфального плача на богослужении Навечерия Пасхи.

В знак благодарности и надежды, он часто целовал распятие, которое носил в кармане или размещал на своем рабочем столе. Давайте обращаться к Иисусу и показывать Ему, что действительно любим Его, как это делал Дон Альваро, следуя совету нашего Отца: «Твое Распятие. Как христианин, ты всегда должен иметь при себе распятие. Размещать его на столе, целовать его перед сном и когда просыпаешься, и когда твое бедное тело восстает против души твоей, целовать его снова»[8]. Я видел, как этот образ действий глубоко влиял на других людей, которые подражали ему в этой практике, наполненной неподдельным благочестием и христианской естественностью.

Память о первом преемнике Святого Хосемарии, особенно в год его беатификации, может помочь нам возрасти в нашем личном благочестии. Теперь, в частности, это может помочь нам подготовиться должным образом пережить Страстную неделю – с любовью и благодарностью.

«Давайте размышлять сосредоточенно и не спеша над сценами тех дней. Давайте созерцать Иисуса в Гефсиманском саду, как Он ищет в молитве силы, чтобы противостоять тем ужасным страданиям, которые – Он знал – были так близко. В те моменты Его Пресвятое Человечество нуждалось в физической и духовной поддержке друзей. Но Апостолы оставили Его одного. Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? (Мк 14:37). Он сказал эти слова для вас и для меня, так часто заверяющих, подобно Петру, что готовы следовать за Ним до смерти, но тем не менее оставляющих Его одного и засыпающих.

Мы должны сожалеть о дезертирстве – нашем личном и других людей – и мы должны понимать, что отказываемся от нашего Господа, возможно, каждый день, когда небрежно исполняем профессиональные и апостольские обязанности, когда наше благочестие является поверхностным и грубым, когда оправдываем себя, потому что по-человечески чувствуем себя отягощенными и усталыми, когда нам не хватает сверхъестественного рвения следовать Божьей воле и даже когда наши душа и тело оказывают сопротивление».[9]

В «школе» Святого Хосемарии Дон Альваро научился размышлять над Страстями Господними: при этом, как я уже писал, он призывал нас глубже погружаться в Евангелие, стать «очевидцамитех событий», трансформировать созерцаемые сцены в личную молитву. Таким образом возникнет в нашей душе сильное желание искупить, с большим сердцем, грехи всего человечества, а не только наши собственные ошибки. «Во время размышления над Страстями, – он как-то признался нам в письме, – спонтанно возникает в душе стремление искупления, чтобы утешить нашего Господа, чтобы облегчить Его страдания. Иисус страдал за грехи всех мужчин и женщин, и сегодня люди, похоже, часто выбирают, с грустным упорством, обидеть своего Творца.

Давайте решим заслужить прощение. Все ли из вас по-настоящему чувствуют горячее желание предложить много радости нашей Любви? Вы действительно понимаете, что по нашей вине, независимо от того, насколько она мала, страдал Иисус? Поэтому я настаиваю, чтобы вы придавали большое значение мелочам, особенно заботились о деталях и имели ужас перед падением в рутину. Бог дал нам так много, и Любовь воздается Любовью! Созерцая Иисуса на Святом Кресте, я молю Его о даровании нам таинства Исповеди, возможности раскаяться. Потому что, как наш Отец учил нас, Он был на этом Дереве в течение двадцати веков, и теперь пришло время, чтобы мы добровольно оказались там. Прошу Его также увеличить в нас рвение привести больше душ к Исповеди».[10]

В начале пасхальной неделивспомним с благодарностью годовщину первого Святого Причастия святого Хосемарии – 23 апреля 1912 года. С того момента и до дня его ухода на небеса как часто приходил к нему Иисус в Евхаристии, чтобы поселиться в сердце и душе этого доброго и верного раба, нашего Основателя! Таким образом, излиянием милости Бог подготовил его к миссии, которую Он собирался поручить ему в лоне Церкви. Позже в этом месяце, 27-го апреля, состоится канонизация Иоанна XXIII и Иоанна Павла II. В этот день вознесем благодарения на небеса, исполнившись радости иметь двух новых заступников, которые, когда были здесь, на земле, знали и любили Opus Dei.

Продолжаю представлять нашему Господу мои намерения каждый день, особенно в Святой Жертве Алтаря. Вы всегда там, каждый из вас, вместе с Церковью и со всем человечеством. И давайте не переставать молиться – с любовью, потому что они нуждаются в ней, – за тех, кто отказывается от нашей Святой Матери Церкви или нападает на нее,и за тех, кто проявляет вражду к Делу и нашему апостольству.

Со всей любовью, вас благословляет

Ваш Отец
+ Хавьер

Рим, 1 апреля 2014


[1] Папа Франциск, Послание на Великий Пост, 26 декабря 2013

[2] Там же

[3] Там же

[4] Рим 13,14

[5] Св. Хосемария, Путь, №310

[6] Дон Альворо, Письмо, 1 декабря 1993 (Cartasdefamilia,vol. III, no. 272)

[7]ДонАльворо, Письмо, 1 апреля 1987(Cartas de familia,vol. I, no. 295)

[8] Св. Хосемария, Путь, №302

[9]ДонАльворо, Письмо, 1 апреля 1987 (Cartas de familia,vol. I, no. 296)

[10]ДонАльворо, Письмо, 1 апреля 1987(Cartas de familia,vol. III, no.298)