Послание Прелата (Декабрь 2016 г)

«Существует риск, - предупреждает Монс. Эчеваррия, - что суета нашего окружения, незаметно для нас самих, приведет нас к легкомыслию; заставит забыть, что Господь уже близко». Декабрьское послание Прелата об Адвенте.

Возлюбленные, да хранит Иисус моих дочерей и сыновей!

После закрытия Года Милосердия, вместе со всем миром мы начинаем Адвент и новый литургический год. Церковь побуждает нас ускорить шаг на пути к Господу. Такой совет всегда актуален, и во время подготовки к Рождеству он особенно необходим.

Все мы храним в душе слова, которые в эти недели заполняют все вокруг: veni, Domine, et noli tardare [1]; Поспеши, Господи. Нам предлагают посмотреть на Христа, вспоминая его земное рождение в Вифлееме, в радостном и мирном ожидании его славного пришествия в конце времен. Если в нас нет такого желания, то, наверно, наши ежедневные заботы, монотонная череда почти всегда одинаковых будней, превратили наш каждодневный путь в серую, бесформенную массу, преуменьшив значение ожидания встречи со Спасителем.

Отсюда этот чудесный возглас Церкви: приди, Господь Иисус! Как объяснял Святой Бернард, между первым и последним Адвентом проходит adventus medius, занимающий промежуточное положение и объемлющий все наше существование. «Сие среднее пришествие, между первым и вторым, есть путь, ведущий от первого ко второму: в первое пришествие Своё Христос соделался искуплением нашим, во втором явится как жизнь наша, между же сими двумя Он есть отдохновение и утешение наше» [2].

В подготовке к очередному воспоминанию рождения Иисуса в Вифлееме, недели Адвента дают нам чувство приближения Господа, который ждет нас в Таинствах (особенно в Таинстве Исповеди и Евхаристии), а также в молитве и делах милосердия. «Проснись. Вспомни, что Бог придет. Не вчера, не завтра, но сегодня, сейчас. Единственный истинный Бог, «Бог Авраама, Исаака и Иакова» - это не Бог, которому на небесах нет дела до нас и до нашей истории. Это Бог-который-грядет»[3].

Каждый день этого ожидания перемещает нас ближе к Марии и Иосифу, к Симеону и Анне, а также ко всем праведникам Ветхого Завета, которые ожидали пришествия Мессии. Вникнем же в желания Господа, проявляющиеся в истории спасения, потому чторадость его - быть с сынами человеческими[4]. Как мы стараемся ответить Ему взаимностью? Будем же чаще обращать наш взор на Богородицу и Святого Патриарха. Поразмышляем над тем, как они с каждым днем все больше ожидали рождения Сына Божьего. Логично предположить, что в течение месяцев, предшествующих божественному событию, они говорили об Иисусе. Слова нашего Отца сейчас приобретают особую актуальность: радостно сопровождай Иосифа и Святую Марию... и слушай предания дома Давидова: Ты услышишь рассказ о Елисавете и Захарии, умилишься чистейшей любви Иосифа, и всякий раз жарче будет биться твое сердце, заслышав имя Младенца, Который родится в Вифлееме... [5]. Я предлагаю вам вкладывать больше внимания и чувства в чтение молитвы «Ангел Господень».

В нашу эпоху, такую сложную, и одновременно захватывающую, существует риск, что суета нашего окружения, незаметно для нас самих, приведет нас к легкомыслию; заставит забыть, что Господь уже близко. Иисус отдается нам полностью, и совершенно нормально, что Он многого от нас просит. Не понимать эту реальность - значит не понимать, или не вникать в Божью Любовь.

Но не будем представлять себе ненормальные, из ряда вон выходящие ситуации. Господь ждет от нас тщательного исполнение повседневных обязанностей, свойственных любому христианину. Поэтому я предлагаю вам в течение этих недель, знаменующихся внешним «крещендо» подготовки к Рождеству в стольких странах, придать своему жизненному пути «крещендо» общения с Богом, щедрого и радостного служения ближним. Среди праздничной суеты, покупок, или же напротив, среди материальных нужд, связанных, возможно, с недостатком социального обеспечения, среди войн и природных бедствий, мы должны знать, что Бог постоянно смотрит на нас. Так мы найдем покой в сердце. Направим наш взгляд на грядущего Христа, как недавно, цитируя известные слова Святого Августина, говорил Папа: «“Я боюсь, что Господь пройдет” и я Его не узнаю; что Господь пройдет передо мной под видом этих маленьких, нуждающихся людей, а я не пойму, что это Иисус»[6].

Особенно обратим наше внимание на молитвы, которые делают более теплым и близким наше общение с Богом, и готовят Младенцу Иисусу уютное жилище. Мы можем, например, осенять себя крестным знамением не торопясь, помня о том, что мы приняты Троицей и спасены Крестом. Во время благословения пищи или благодарения, быть более собранными. Проявлять в коленопреклонении перед вечным Вифлеемом Дарохранительницы[7] крепость подлинной и живой веры. Сопровождать каждое подаяние улыбкой. Нежно приветствовать нашу Матерь в ее образах, готовясь таким образом к торжеству ее Непорочного Зачатия... В дни засухи, Богородица поможет нам найти цветы, источающие аромат, bonus odor Christi [8]. Так рассказывают явления Гваделупской Божьей Матери Святому Хуану Диего, которые мы отмечаем 12 числа.

Начиная с 17 декабря ожидание Иисуса превращается в святое нетерпение: грядущий придет и не замедлит, и уже не будет страха среди нас, ибо Он – Спаситель наш.[9] «Когда мы слышим о рождении Христа, умолкнем и дадим говорить Младенцу; запечатлеем Его слова в наших сердцах, не отрывая взора от Его лика. Если мы возьмём Его на руки и дадим Ему обнять нас, Он принесет нашим сердцам мир, которому никогда не будет конца. Этот Младенец учит нас самому важному в нашей жизни. Он рождается в бедности этого мира, потому что для Него и Его семьи нет места в гостинице. Он находит прибежище в хлеву, и Его кладут в ясли для скота. Однако, из этой нищеты исходит свет Божией славы»[10].

Когда наше общение с Богом приобретает чувство блаженства и мира, что так присуще Вифлеемскому хлеву, около нас растет, как созревающий плод, атмосфера семейного тепла, полная радости этих дням. Поэтому Церковь побуждает нас лучше подготовить наше сердце в течение Адвента, забыть о маловажных потребностях, об отвлекающем нас шуме, поверхностности всего преходящего... Возможно, нас заботит множество дел, и мы нуждаемся в покое общения с Богом. Если у нас получится сохранять этот покой с Господом, мы поделимся им и с другими. В Рождественские дни, постоянная забота о наших ближних отстранит нас от споров, раздражения, нетерпения, или легкомыслия. Нам будет нравится отдыхать и молиться вместе, насыщать время, проводимое с семьей, избавиться от предрассудков и обид, которые, вероятно, остались у нас в душе.

Пусть вас не беспокоит, что, не смотря на наши добрые намерения, в молитве мы иногда бываем рассеянны. Будем же бороться за обретение необходимой сверхъестественной и человеческой стойкости, чтобы ни на что не отвлекаться. Возобновим же с упованием наше желание построить внутри живой вертеп для Иисуса, построенный нашей молитвой перед Рождеством, хотя иногда нам и будет казаться, что мы витаем где-то в облаках. Подумайте тогда о том, что Святой Хосемария не отчаивался, когда иногда видел себя таким же перед Господом. В 1931 году он написал: я знаю одного на столько непослушного ослика, что если бы он был в Вифлеемском хлеву рядом с волом, то, вместо того, чтобы смиренно поклониться Создателю, он бы съел всю солому в яслях[11]. Меня очень радует, что во многих странах распространяется христианская традиция домашнего вертепа.

Не забывайте в эти дни об одиноких, нуждающихся, о тех, кому мы можем так или иначе помочь, осознавая при этом, что приобретаем в этом случае в первую очередь мы сами. Старайтесь заразить этой христианской заботой родственников, друзей, соседей и коллег. Как это по-христиански, а поэтому и свойственно некоторым верным Дела, идти и предлагать еду и питье бездомным, а также тем, кто заботится об отдыхе граждан.

Прежде чем закончить эти строки, я вновь хочу поблагодарить Святого Отца за любовь, проявленную ко мне на аудиенции 7 ноября, а также за его благословение всех верных Дела и апостольских начинаний Прелатуры. Продолжайте молиться за него и его намерения, твердо надеясь на то, что в ближайшее Рождество, Иисус Христос щедро одарит Церковь, Римского Понтифика и весь мир.

Мы, как истинные дети Богородицы прибегаем к Ней во время новенны перед праздником Ее Непорочного Зачатия. Мы гордимся тем, что у нас есть такая добрая Мать, которая, как писал Святой Хосемария, ставит нас с Иисусом лицом к лицу. Это общение поможет нам умножить нашу близость к больным. Не забывайте размышлять о нежности и отцовской близости, с которыми наш Основатель сопровождал нас в первые празднования Рождества в истории Дела: наедине с Богом, Марией и Иосифом, и с каждым из своих детей, что придут к Opus Dei.

Со всей любовью вас благословляет, просит больше молитв и большей верности,

Рим, 1 декабря 2016 год.

+ Хавьер


[1] Литургия Часов, Вступление I недели Адвента, Молитва.

[2] Святой Бернард, Слово 5 на Адвент, 1 (Литургия Часов, Среда I недели Адвента, второе чтение).

[3] Бенедикт XVI, Проповедь, 2-XII-2006.

[4] Ср. Прит. 8, 31 (Vg).

[5] Святой Хосемария, Святой Розарий, вторая радостная тайна.

[6] Папа Франциск, Речь на генеральной аудиенции, 12-X-2016 (ср. Святой Августин, Проповедь 88, 14, 13).

[7] San Josemaría, AGP, sec. A, leg. 3, carp. 3, cit. en Camino. Edición crítico-histórica (ed. Pedro Rodríguez), Rialp, 3ª ed., Madrid 2004, p. 1051.

[8] 2 Кор 2, 15.

[9] Римский Миссал, 19 декабря, Входной Антифон (ср. Евр. 10,37).

[10] Папа Франциск, Проповедь, 24-XII-2015.

[11] Святой Хосемария, Личные записи, п. 181 (25-III-1931). Цит. по J. L. Soria,Maestro de buen humor, Rialp, 3ª ed., Madrid 1994, p. 91.