Послание прелата (Февраль 2015г.)

Прелат указывает на важность роли женщин в Церкви и в мире и призывает нас стремиться «создать семейную атмосферу вокруг нас».

Возлюбленные, да хранит Иисус дочерей и сыновей моих!

День за днем мы проживаем эти месяцы, что так богаты юбилеями (которые мы также могли бы назвать «круглыми» датами) нашего Дела, за которые мы благодарим Бога и которые помогают нам понять, что все мы – это Церковь, все мы – это Опус Деи.

Через несколько дней исполнится 85 лет с того момента, как наш Господь дал Святому Хосемарии понять, что Опус Деи открыт для женщин так же, как и для мужчин. «Я не думал, что женщины могли бы быть в Опус Деи», – писал наш основатель в письме, адресованном специально его дочерям. «Но 14 февраля 1930 года наш Господь заставил меня пережить, что испытывает отец, когда уже не ожидает иметь больше детей, и Бог посылает ему еще одного. И с тех пор я думаю, что я обязан иметь даже больше любви для вас: я смотрю на вас, как мать смотрит на своего младшего ребенка».[1] И, я могу добавить, каждый день в его душе возникало глубокое чувство благодарности к его дочерям.

Как сильно наш Отец благодарил Бога, я подчеркиваю, за божественный свет, который был зажжен присутствием женщин в Опус Деи! Он сказал однажды: «Дело без этого настойчивого желания нашего Господа (...) осталось бы на самом деле одноруким».[2]

В своем апостольском послании о достоинстве и миссии женщин Святой Иоанн Павел II размышляет о величественном моменте Благовещения. «Когда пришла полнота времени, – объясняет он, – Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены». Этими словами Послания к Галатам (4: 4) апостол Павел связывает воедино основные моменты, которые в значительной степени определяют исполнение тайны, которую «Он прежде положил в Нем» (Еф 1:9). Сын, Слово, Единосущный Отцу, становится человеком, Который рождается от жены при наступлении «полноты времен». Это событие приводит к поворотной точке истории человека на земле, понимаемой как история спасения. Показательно, что Святой Павел не называет Матерь Христа Ее именем – «Мария», но называет Ее «жена», что совпадает со словами доевангельских времен из Книги Бытия (Быт 3:15). Она – «женщина», которая присутствует в центральном спасительном событии, которое знаменует собой «полноту времени»: это событие реализуется в ней и через нее. (...) Таким образом «полнота времени» свидетельствует о необыкновенном достоинстве «женщины».[3]

Мои дочери, эти размышления не просто красивые фразы. Это приглашение рассмотреть вашу значимость в Церкви, а также стимул для вас быть верными каждый день.

Святой Хосемария хорошо понимал это. В письме от 1965 года он говорил нам: «В некотором смысле можно сказать, что роль, отведенная женщинам Богом в истории Спасения, их конкретный вклад в соискупление, реализуется в превосходной степени в Пресвятой Деве Марии». И он добавил, обращаясь к своим дочерям в Опус Деи и христианским женщинам в целом: «В Богоматери у вас есть и модель, и помощь для возвышения ваших талантов и естественных занятий до плоскости благодати, превращайте ваши определенные обязанности в семье и обществе в божественный инструмент освящения, в конкретную миссию в Церкви; делитесь этим по мере вашего личного ответа на благодать в совершенстве и превосходстве, которыми Бог украсил Свою Мать».[4]

То, что мы являемся христианской семьей, объединенной сверхъестественной связью, влияющей на всех и каждого, подчеркивается в Деле незаменимой ролью моих дочерей. Это было Божье желание, чтобы женщины и мужчины Прелатуры Опус Деи существовали абсолютно независимо друг от друга в плане формации и апостольства, но в полном духовном, нравственном и юридическом единстве, которое исходит от фигуры Прелата – отца этой духовной семьи. Так как мы являемся единым домом, Святой Хосемария объяснял: «В Опус Деи есть только одна кастрюля, из которой каждый черпает согласно личной нужде».[5] Несмотря на то, что это письмо особым образом посвящено роли женщин в Церкви и обществе, эти соображения – c небольшими поправками – относятся также и к мужчинам.

Мы призваны искать полноту христианской жизни в тех обстоятельствах, в которых Бог обращается к каждому из нас. В апостольском целибате или в браке наш ответ Богу всегда должен быть полным. В этом году, который особым образом в Деле посвящен Марии, я пригласил вас прибегнуть к Святому Семейству из Назарета, молиться особенно за все семьи в мире. «Семья из Назарета, – сказал Папа во время одной из генеральных аудиенций по этому вопросу, – призывает нас вновь открыть для себя призвание и миссию семьи, каждой семьи. И таким образом то, что происходило в течение тех 30 лет в Назарете, может случиться и с нами: давайте стремиться любить, а не ненавидеть, считать обычным делом взаимопомощь, а не равнодушие или вражду».[6]

Бог хочет, чтобы щедрость, которая является источником гармонии и мира, царствовала в каждой семье, будь она естественной или сверхъестественной, чтобы таким образом воссоздавалась атмосфера Назарета день за днем в каждом доме. «Каждый раз, когда семья хранит эту тайну, даже если это происходит где-то на периферии мира, тайна воплощения Сына Божия, тайна Иисуса, Который приходит спасти нас, совершается. Он приходит, чтобы спасти мир. И это великая миссия семьи: сохранять место для Иисуса, Который приходит, приветствовать Иисуса в семье, в каждом ее члене: в детях, муже, жене, бабушке и дедушке... Иисус есть. Приветствуйте Его в своих семьях, чтобы Он духовно возрастал в них.[7] Те же самые слова относятся и к большой семье – Церкви.

Семья, построенная на природных связях, основывается на браке, который является устойчивым и окончательным союзом между одним мужчиной и одной женщиной с целью исполнить Божий замысел творения.[8] Для крещеных, как мы хорошо знаем, брак – также Таинство: канал, по которому супруги получают особую благодать для жизни в союзе, являющемся образом союза Христа с Церковью.[9] «Это причина, – писал наш Отец, – почему я всегда смотрю на христианские дома с надеждой и любовью, на все семьи, которые являются плодом Таинства Брака. Ониблестящие свидетели великого божественного таинства любовного союза Христа с Его Церковью, который Павел называет Sacramentum magnum, Великой Тайной (Еф 5:32). Мы должны стремиться к тому, чтобы эти островки христианства могли появляться и развиться в желании святости, с осознанием того факта, что таинство инициацииКрещениенаделяет всех христиан божественной миссией, которую каждый должен выполнять на своем жизненном пути».[10]

Святой Хосемария давал женатым людям советы, основанные на его личном опыте и опыте его священнического служения. Однажды, отвечая на вопрос, который был задан ему в Буэнос-Айресе, он призывал: «Действительно любите друг друга! (...) Конечно, никогда не ссорьтесь в присутствии детей. Дети замечают все и судят сразу. Они не знают, что апостол Павел писал: qui iudicat Dominus es(1 Кор 4: 4), судия же мне Господь. Они выдают себя за господ, хотя им всего лишь три или четыре, и думают: «Мама плохая, или, папа плохой». Какая путаница, бедные малютки! Не будьте причиной этой трагедии в сердцах своих детей. Подождите, имейте терпение; вы можете ссориться, когда дети спят. Но только немного, понимая, что вы неправы».[11]

Мы все можем принимать этот совет для себя, это поможет нам поддерживать братские отношения с другими людьми. «Мы должны спрятать в карман наш плохое настроение, – шутливо сказал наш Отец, – и, ради любви Иисуса Христа, улыбаться и делать жизнь приятной для окружающих».[12] Это не удивительно – потому что мы люди, а не духи, – если в какой-то ситуации мы реагируем поспешно или сердито, по причине личной гордости, которая нарушает гармонию между людьми. Но у нас в руках есть средства: извинившись, найти способ показать, что мы сожалеем, что расстроили кого-либо. И если когда-нибудь нам кажется, что кто-то обидел нас, давайте решительно выбрасывать обиду из сердец с помощью нашего Господа; давайте не будем «помещать в инкубатор» какие-то вредные микробы, которые могут испортить наши отношения с другими людьми.

Господь очень ясно говорит об этом, что видно в Евангелии. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «ракá»*, подлежит синедриону**; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.[13]

Богословская добродетель милосердия, которая также включает в себя человеческую любовь, будет побуждать нас стараться думать всегда о других, а не о себе. Святой Хосемария образно так охарактеризовал идеального дитя Божиего: «Проповедуя, что нам нужно стать ковром, чтобы другим было мягко ходить, я говорю это не для красного словца: это должно стать реальностью! – Это трудно, как трудна святость; но это и просто, ибо – я настаиваю – святость доступна каждому». [14]

Годовщина 14 февраля 1930 года вновь позволяет нам осознать, насколько существенен вклад, который женщины призваны внести, чтобы создать семейную атмосферу в их домах, в тех местах, где они работают, в профессиональных и общественных объединениях, в которых они участвуют. Вы можете не осознавать этого, мои дочери, но то, как вы представляете себя в обществе: ваша порядочность и элегантность, вежливость, с которой вы обращаетесь к другим людям, ваша улыбка, а также чистота и порядок в вашем доме, – прекрасно помогают показать другим, как чудесно осознавать себя дитем Бога. Так что носите с собой Христово благоухание[15], которое является отличительной чертой христиан, везде, куда вы идете.

«Посмотрите, как они любят друг друга[16], – говорили язычники, видя, как ласково первые христиане относились друг к другу. Теперь тоже должно быть заметно, что мы любим друг друга и любим всех, с кем сталкиваемся. Давайте расшевелим наше желание служить, чтобы с радостью отдавать себя другим. В этот год Марии, посвященный семье, давайте проявлять больше заботы о других, в мелочах, стараясь создавать дружественную и позитивную атмосферу, когда мы общаемся с окружающими, начиная с собственных домов. Это очень важно для каждого из нас –стремиться создать семейную атмосферу вокруг. Если мы будем слушать Марию и Иосифа и говорить с ними, мы научимся многим способам улучшить те добрые расположения, которые Господь вложил в наши души.

Другая годовщина, которую мы отмечаем в тот же день, – основание Священнического общества Святого Креста – также говорит нам о необходимости отдавать себя с радостью, чтобы сделать жизнь других мирной и приятной. В Опус Деи, как учил нас неустанно Святой Хосемария, «все мы равны. Существует только одна разница на практике: священники имеют еще большие обязательства, чем другие, чтобы положить свои сердца на земле, как мягкий ковер для других, чтобы они могли по нему ходить (...). Они должны быть твердыми, мирными, любящими и веселыми; специальными слугамивсегда спокойно и радостнодетей Божьих в Опус Деи»;[17] и всех душ. Они, в какой бы ситуации или обстоятельствах ни оказались, инструменты единства.

Я упомяну другие литургические и семейные праздники, которые выпадают на этот месяц: начало Великого поста, годовщина дня, когда наш Отец услышал в глубине души божественное изречение «Любовь – это дела, а не хорошие слова»[18], 16 февраля 1932 года, годовщина издания указа Decretum Laudis для Дела Святым Престолом в 1947 году... Каждый из нас может сделать свои выводы во время личной молитвы. Я мог бы привести много наглядных примеров, как Святой Хосемария заботился о доме, которым является Опус Деи, но я расскажу лишь про один.

Когда его дочери отправились в Японию, чтобы начинать там апостольскую работу с женщинами, и плыли на корабле, он поддерживал их все время своей молитвой и мыслями. И в своих письмах к викариям, когда апостольское служение начиналось в разных странах, он всегда выражал интерес по поводу подготовки переезда женщин из Дела. Он говорил каждому: сделайте все возможное, чтобы открыть путь вашим сестрам, чтобы они могли начинать в ближайшее время; и тогда Опус Деи будет полностью представлен в этой стране.

Я не знаю точно, почему наш Отец взял меня с собой однажды, когда там еще никого не было, в недавно построенную зону администрации, которая была первым законченным зданием Виллы Тевере. У меня было впечатление, что он хотел показать нам, что, чтобы все работало должным образом в центрах, первыми после дарохранительницы там должны появиться его дочери. Контраст был очевиден, потому что зона администрации была прекрасно отстроена, по сравнению с той частью, где находилась резиденция его самого и его сыновей.

Когда мы молимся за Святого Отца и его намерения, давайте иметь в виду консисторию и назначение новых кардиналов, о котором Папа Франциск объявил в этом месяце. Молитесь за всех, кто помогает Римскому Понтифику, в тесном единении с моими намерениями.

Со всей любовью, вас благословляет

Ваш Отец

+ Хавьер

Рим, 1 февраля 2015


[1] Св. Хосемария, Письмо, 29 июля 1965, №2

[2] Св. Хосемария, Notes taken at a family gathering, 1955

[3] Св. Иоанн Павел II, Апостольское послание Mulieris Dignitatem, 18 августа 1988, №3-4

[4] Св. Хосемария, Письмо, 29 июля 1965, №3

[5] Там же, №2

[6] Папа Франциск, Генеральная аудиенция, 17 декабря 2014

[7] Там же

[8] См. Быт 1:26-28

[9] См. Еф 5:31-32

[10] Св. Хосемария, Conversations, №51

[11] Св. Хосемария, Notes taken at a family gathering, 23 июня 1974

[12] Св. Хосемария, Notes taken at a family gathering, 4 июня 1974

[13] Мф 5:21-24

[14] Св. Хосемария, Кузница, №562

[15] 2Кор 2:15

[16] Тертуллиан, Аполегетик 39,7

[17] Св. Хосемария,Письмо, 8 августа 1956, №7

[18] Св. Хосемария, Путь, №933