Послание прелата (Январь 2016 г.)

В своем первом письме за 2016 год Прелат Opus Dei говорит о Деве Марии, необходимости совершать испытание совести и о проходящем в Церкви Юбилее Милосердия.

Возлюбленные, да хранит Господь моих дочерей и сыновей!

Наши сердца наполняются радостью, когда, вместе с антифоном сегодняшней Мессы мы молимся: Salve, sancta Parens...; радуйся, Матерь Святая, родившая миру Владыку, Он на земле и на небе Царь во веки веков[1]. Мы бесконечно рады исповедовать нашу веру в божественное Материнство Марии, основу всех прочих благодатей, которыми Пресвятая Троица одарила Нашу Небесную Матерь. Господь сотворил Ее непорочной и исполнил благодати, чтобы и ее девственное тело было предрасположено к рождению Сына Божия во плоти[2]. Какое чудо! Мы действительно можем сказать Богородице, нашей Матери: Больше Тебя - только Бог![3]

Нам понятен восторг жителей Эфеса, города, где в 431 году прошел Вселенский Собор и был принят этот догмат веры. История сохранила для нас свидетельство ликования христиан, узнавших об этом однозначном и ясном решении, которое подтвердило то, во что они веровали[4]. Святой Хосемария вспоминает об этом в одной из проповедей со словами Кирилла Александрийского, который сыграл важную роль на этой экуменической Ассамблее. «Все жители Эфеса с первых утренних часов и до поздней ночи оставались в церкви, с нетерпением ожидая решения... Когда стало известно, что автор богохульных высказываний осужден, все в один голос стали славить Бога и приветствовать решение Синода, ибо пал враг веры. Выйдя из церкви, мы направились с факелами к нашим домам. Была ночь, но весь город был охвачен веселием и освещен»[5]. Наш Отец добавляет:
Так пишет Святой Кирилл - и я должен признаться, что это проявление благочестия, за прошедшие 16 веков ничуть не потускневшее, глубоко меня волнует[6]. Я до сих пор помню, как в 1971 году мы отправились в Лорет. Нам не удалось зайти в дом Благовещения, потому что тогда он был уже закрыт. Святой Хосемария встал на колени, и, держась за прутья ограды, говорил: Матерь, моя Матерь и Матерь наша! Там он показал всю любовь — свою, своих сыновей и дочерей всех времен. Мы пришли в базилику немного утомленные постоянно петляющей дорогой, однако это не помешало нам молиться и благодарить нашу Небесную Матерь.

«Матерь Божья!», восклицали те древние христиане из Эфеса, изливая свою радость, узнав о провозглашении этой истины. То же самое исповедуем и мы. Salve, sancta Parens... Славься, Пресвятая Богородица!... Первая молитва к Марии, которая дошла до наших времен — это молитва египетских христиан III века, в которой Деву Марию называют Богородицей: sub tuum præsídium confúgimus, Sancta Dei Génetrix...; под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица. Не презри молений наших в скорбях наших, но от всех опасностей избавляй нас всегда, Дева преславная и благословенная[7]. Святой Хосемария молился этими словами каждый день, вверяя себя под защиту объятий Святой Марии.

Дай нам, Господи, чтобы наши сердца горели такой же верой, чтобы и с наших губ слетала та же благодарственная песнь, потому что Святая Троица, избрав Матерью Христа Деву Марию, такого же человека, как и мы, дала нам возможность укрыться под Ее материнским покровом. Ибо Она - Матерь Божия и Матерь наша[8].

В первом чтении Мессы, литургия использует слова, которыми сам Бог просит Моисея благословить народ Ветхого Завета: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир! [9] В Нашей Матери во всей полноте осуществляется это благословение. Так это объясняет Папа в одной из своих проповедей: «Никто другой не видел над собой сияния Божьего лика, кроме Марии, которая дала человеческий облик Предвечному Слову, дабы все могли созерцать Его»[10]. Эти слова помогают нам обрамить новый год, через несколько недель после начала Юбилея. В них содержится приглашение к тому, чтобы прожить эти дни под покровом Нашей Матери. Mater misericórdiæ, как мы молимся в Salve. Мы видим в Деве Марии создание, больше всех испытавшее на себе Божественное милосердие, потому что Она приняла в своем чреве Единородного Сына Божия, и ответила с наибольшей щедростью на любовь Божию: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему[11].

Этот ответ, ancílla Dómini, говорит о полной готовности Нашей Матери, о ее смиренной и послушной самоотдаче Слову Божию во имя дела искупления. Ее девственное материнство побудило ее непрерывно ощущать тяготы всего человечества, смотря на то, что сказал ей от Бога Святой Архангел Гавриил: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца[12].

Груз человечества и Церкви. Mater Ecclésiæ! Матерь Мистического Тела Христа, которым является Церковь. Соединяясь в молитве Марии с Петром и другими Апостолами, зарождающаяся Церковь видимым образом проявило присущее ей единство, в ожидании сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы[13]. Она своею материнской молитвой хранит и всегда будет хранить Невесту Христову и каждого из ее членов: члены Тела Христа! Усилим нашу молитву за это единство, и особенно за ежедневное пребывание в единстве с Наследником Петра и преемниками других Апостолов.

Молитва к Марии — это лучший путь к тому, чтобы открыть милосердный лик нашего Бога Отца, сияющий в воплощенном Слове. Нам очень важно всегда открывать сердце божественному милосердию. В этом постоянно существует огромная необходимость, но, возможно, это в особенности требует нашего времени. «Во время больших перемен, Церковь призвана сделать особый вклад, делая видимыми знаки присутствия и близости Бога. Юбилей — это особенно благоприятное время, чтобы мы, созерцая Божественное Милосердие, которое превышает всякую человеческую ограниченность и сияет над тьмой греха, стали более убежденными и действенными его свидетелями»[14].

Кроме того, в течение этих дней хорошо подвести итоги прошедшего года и, вместе с этим, запланировать цели для следующего. Смотря на это в свете сверхприродного, нет ничего более естественного, чем начать эти двенадцать месяцев со святым и неотложным стремлением обновить желание подражать Иисусу Христу. Лучший для этого способ — обратиться к нашей Матери: к Иисусу всегда приходят и возвращаются через Марию[15]. Она всегда приведёт нас к Ее Сыну, как тех слуг на браке в Кане Галилейской, где Она сказала им: что скажет Он вам, то сделайте[16]. В то же время, созерцание лика Христа в Евангелии тут же заставляет нас воскликнуть с восторгом и нежностью той женщины: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие![17]

Часто новый год сравнивают с книгой из пустых страниц, которые каждый должен будет заполнить бегом грядущих дней. Так говорил блаженный Альваро дель Портильо в такой же день как сегодня в 1980 году: «Благодарить Бога за его бесчисленные дары и дарить Ему наше раскаяние; задумать хорошие намерения и бороться за их исполнение. Продолжать распространять Дело повсюду!»[18]

Я предлагаю вам следующее намерение на новый год: дон Альваро побуждал «заполнить пустые страницы книги, открывающейся сегодня, с таким изяществом и осторожностью, с какими в Средневековье на пергаменте писали миниатюры, создавая настоящую красоту с помощью идеальной каллиграфии, не оставляя клякс. Но так как пятна будут — потому что все мы обладаем греховной природой, все мы полны убожества — , пусть нам хватит мужества видеть их такими, какими они являются, чтобы суметь избавиться от них»[19].

Искать средства против наших ошибок — задача любви. Поэтому мы должны использовать одно очень важное, незаменимое лекарство, которым является испытание совести. Как писал Святой Хосемария об этом средстве, если к этому не прибегал первый человек, то его изобрел первый христианин: probet autem seípsum homo (1 Кор 11, 28), Да испытывает же себя человек, писал Апостол верным из Коринфа. И даже честные язычники испытывали свой дух. Последняя торговка каштанами, ведущая свою скромное дело у Тибра, закончив работу, считает свою выручку, во сколько ей обошлись каштаны и время, за которое она их продала (…): испытание совести постоянно совершали все творения, все у кого есть стремление и интерес к делам Божественным и земным[20].

Я побуждаю вас также к тому, чтобы вы не забрасывали это каждодневное познание света Божьего в вашей душе; как заверял нас Святой Хосемария, хватает нескольких минут перед сном, но необходимо каждодневное постоянство. Конечно же, бывают случаи — прежде чем приступить к Исповеди, во время духовного уединения или в особую годовщину —, когда стоит совершать испытание совести с большей расстановкой. В любом случае, стоит всегда взывать к Святому Духу, чтобы Он даровал нам свет, и завершать с чувством раскаяния и определенным намерением на следующий день. Таким образом мы выправим курс наших поступков и сотрем актами сокрушения сердца кляксы, которые мы можем наставить в книге нашей жизни.

Во время этих праздников и в течение всего года, «важно взглянуть на себя и искреннее посмотреть на нашу жизнь. Выйдем в свет луча, идущий из Вифлиема, свет Того, кто является «самым Великим» и умалился, Того, кто «самый Сильный» и сделался слабым»[21].

Будем же молиться, чтобы многим душам пошла на благо юбилейная индульгенция в этот Год Милосердия, в первую очередь, прибегая к прощению Божьему в Таинстве Покаяния. Несколько недель назад, Папа снова упомянул об этом Таинстве. «Особенно значимым для Юбилея является также Таинство Исповеди. Приближаться к Таинству, где мы воссоединяемся с Богом, означает напрямую испытать на себе его милосердие»[22].

Не прекращайте молиться о моих намерениях: за Церковь, за Папу и его помощников, за мир во всем мире, за все души. И для этого прибегнем к заступничеству Богородицы. Попросим Ее, чтобы «своим ласковым взором Она сопровождала нас в этот святой Год, чтобы все мы смогли открыть для себя радость нежности Божией»[23]. Да взрастит Она в наших душах, в наших семьях и народах семя милосердной любви, которое Ее Сын Иисус Христос сеет по всему миру. Вспомним также и о том, что долгое время, словно припев песни Богоприсутствия, Святой Хосемария в течение дня каждый раз с новым чувством повторял: «Матерь, Матерь моя!»

Со всей любовью благословляю вас и желаю плодотворного в делах любви к Богу и в апостольстве 2016 года,

Ваш Отец

+ Хавьер

Рим, 1 января 2016.


[1] Римский Миссал, Торжество Пресвятой Богородицы Девы Марии, Входной Антифон

[2] См. Св. Фома Аквинский, Комментарий к Евангелию от Иоанна, гл. 1, п. 10

[3] Святой Хосемария, Путь, п. 496

[4] Святой Хосемария, Друзья Божии, п. 275

[5] Св. Кирилл Александрийский, Epistolae, 24 (PG 77, 138)

[6] Святой Хосемария, Друзья Божии, п. 275

[7] Молитва Под Твою защиту

[8] Святой Хосемария, Друзья Божии, п.275

[9] Римский Миссал, Торжество Пресвятой Богородицы Девы Марии, Первое чтение (Числ 6, 24-26)

[10] Папа Франциск, Проповедь в день Торжества Пресвятой Богородицы Девы Марии 1-I-2015

[11] Лк. 1,38

[12] Лк 31-33

[13] См. Деян. 1, 14; 2, 1-4.

[14] Папа Франциск, Речь на генеральной аудиенции 9-XII-2015

[15] Святой Хосемария, Путь, п. 495

[16] Ин. 2,5.

[17] Лк. 11,27.

[18] Блаженный Альваро дель Портильо, Заметки из одной семейной встречи 1-I-1980

[19]Там же

[20] Святой Хосемария, Письмо 29-IX-1957, п. 71

[21] Бенедикт XVI, Обращение во время молитвы Ангел Господень 4-XII-2011

[22] Бенедикт XVI, Речь на генеральной аудиенции 16-XII-2015

[23] Папа Франциск, Булла Misericordiæ vultus, 11-IV-2015, n. 24.