Послание прелата (Июль 2015 г.)

Прелат напоминает нам, что первая обязанность за воспитание детей в вере, лежит на родителях и просит о удвоенной молитве за предстоящии Синод по вопросам Семьи.

Возлюбленные: да хранит Иисус моих дочерей и сыновей!

В течение этого мариинского года будем стараться пламеннее молиться о предстоящем синоде епископов, который будет посвящен теме семьи. Папа Франциск непрестанно призывает нас к «преисполненной любви молитве о семье и о жизни. К молитве, способной радоваться вместе с радующимся и страдать вместе со страдающим.... Тогда Церковь, поддерживаемая и вдохновляемая благодатью Господней, сможет быть еще более деятельной, еще более единой в свидетельстве истины о любви Бога и Его милосердии к семьям мира, не исключая ни одну из них как внутри, так и вне стада».[1]

Заступничество Приснодевы имеет решающее значение. Обратимся же к Ней с огромным упованием, готовясь к празднику, который будем праздновать 16 июля. Литургическое воспоминание Святой Девы Марии Кармельской вновь призывает нас удвоить наши молитвы, возносимые к небесам. Посредством этого акта культа Церковь побуждает нас прибегнуть к той, кто своей помощью и материнской заботой «соделывает нас достойными достичь горы святой, которая есть Христос».[2]

Св. Иоанн Павел II подчеркивал абсолютную необходимость катехизации внутри семьи, особенно сейчас, когда во многих местах «антирелигиозное законодательство стремится даже воспрепятствовать воспитанию в вере, когда неверие и обмирщение распространились и проникли столь глубоко, что истинное религиозное верование кажется уже практически невозможным».[3]

Давайте же все мы с радостью возьмемся за выполнение этой задачи: с упованием на Бога и с оптимизмом, не поддаваясь влиянию враждебного окружения и не отступая перед объективными трудностями, с которыми можем столкнуться. «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать»,[4]– говорит нам Он нам устами пророка Исаии. «Бог всегда тот же – Если будут люди веры, то будут и чудеса, о которых мы читаем в Писании».[5]

Труд этот в лоне семьи лежит, прежде всего, на плечах родителей. Они должны разъяснять своим детям глубинный смысл веры и любви Христовой, учитывая возраст и особенности характера каждого из них. «Свидетельством собственной жизни становятся они первыми благовестниками Евангелия для своих детей. Более того, молясь вместе с ними, читая с ними Слово Божье и вводя их в сокровенную тайну Тела (евхаристического и церковного) Христова путем христианского посвящения, они могут стать в полной мере родителями, т.е. давшими не только жизнь телесную, но и ту, что посредством обновления в Духе, изливается из источника Креста и Воскресения Христова».[6]

Бесчисленны выражения благодарности, возносимые св. Хосемарии по всему миру за его слова поддержки браков и семей. Цитируя Св. Писание, он говорил: «Dícite iusto quóniam bene» (лат.: «Скажите праведнику, что благо» – ср. Ис 3, 10); очень хорошо вы все делаете, потому что не принесли своих детей в мир, как животные приносят своих. Вы знаете, что у них есть душа и что есть жизнь после смерти – жизнь в вечном счастье или в вечном осуждении, и вы желаете, чтобы ваши дети были счастливы и здесь, и там. Бог вас благослови!»[7]

И другие члены семьи, прежде всего, старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и т.д., также несут особую ответственность за то, чтобы помочь младшим расти в вере и христианской жизни. И везде, где мы пытаемся насадить атмосферу Назарета, нам надлежит вести себя так же, стараясь посредством свидетельства личным примером и верным словом оказывать эту братскую услугу – самую важную из тех, что мы можем оказать.

Тем не менее, не следует забывать, что в некоторые семьи и иные центры, где занимаются привитием христианского учения, иногда проникают ростки, ослабляющие или даже гасящие веру христиан. С чувством ответственности, без опасений и уныния матери и отцы должны усердствовать в исполнении их радостного долга наставников веры. Недостаточно просто препоручить детей школе с верными критериями вероучения или удовольствоваться тем, что они посещают центры католического воспитания в соответствии с их возрастом. Все это – помощь, неоценимая помощь, но главная ответственность всегда лежит на родителях.

Когда нашему основателю задавали вопросы на эту тему, он обычно советовал: «Вы должны отстаивать веру ваших детей двумя способами: во-первых, своим христианским поведением, своим примером, а во-вторых, преподаванием, повторением катехизиса… Стараясь не наскучить вашим детям, прививайте им верное учение. Так вы спасете их веру».[8]

С самого раннего возраста дети видят, что происходит в доме. Они сразу же чувствуют, поступают ли их родители так, как учат сами, жертвуют ли они с радостью собой ради других, относятся ли с терпением и пониманием к недостаткам, умеют ли просить прощения и прощать, а, когда нужно, то и поправлять доброжелательно, но ясно. В конечном итоге, пояснял, наш Основатель, «происходящее в семье хорошо или плохо влияет на ваших чад. Старайтесь подавать им хороший пример, старайтесь не прятать свое благочестие, старайтесь быть чистыми в своем поведении: тогда они научатся и будут венцом вашей зрелости и вашей старости. Вы для них – открытая книга. Поэтому вы должны иметь внутреннюю жизнь, бороться за то, чтобы быть хорошими христианами. В противном случае бесполезной будет та работа, которую вы пытаетесь вести со своими детьми и с детьми ваших друзей».[9]

Чтобы вдохнуть силу в этот главный и важнейший труд, родители и прочие воспитатели должны стараться сами глубже постичь суть веры, изучая и советуясь с людьми с надлежащей подготовкой, чтобы свет учения озарял их разум и воспламенял сердца. Все это отразится на их повседневном поведении, и тогда они смогут говорить то, что Дух Святой вкладывает в уста родителей, когда дети по примеру и совету старших ищут стези Божьи: «Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое».[10]

Комментируя эти слова, Папа Франциск добавляет: «Как лучше выразить гордость и волнение отца, убеждающегося, что он передал сыну то, что действительно важно для жизни – мудрое сердце… Отец хорошо знает, чего стоит передать это наследство: какой доверительности, какой нежности и какой твердости. Но какое же утешение, какую награду он получает, когда дети чтут это наследие. Вот она – радость, вознаграждающая за все усилия, побеждающая все непонимание и исцеляющая все раны».[11]

Несмотря на всю заботу, нередко, особенно в некоторых странах, вступление в подростковый возраст или в юность сопровождается видимой утратой веры. Речь обычно идет не столько об отказе, сколько о равнодушии или пренебрежении религиозным практикам. Религия воспринимается как нечто, навязанное извне, противопоставляется атмосферой в школах, в университетах, а также среди друзей. Первой реакцией родителей и друзей должна быть дерзновенная молитва за этих людей, отнестись к ним с любовью, и пытаясь понять их точку зрения. “Христианская матерь, кем вы являетесь, Св. Хосемария сказал однажды взволнованной матери– , ты уже воспользовалась первым и наиболее эффективным способом помочь им: молитвой. Призывай Пресвятую Богородицу, которая понимает мам очень хорошо, потому что сама является Матерью Бога, вашей Матерью, Матерью ваших детей, и моей Матерью.
После, старайся найти хороших друзей для твоих детей (...). Будет лучше если вам матерям избегать навязывания, потому что, за этим последует жалобы о попрании их свободы. Через тех друзей они понемногу станут меняться… И под покровом вашей молитвы, друзья будут помогать вашим детям вернуться в Церковь с любовью”[12].

Кроме молитвы и совета, а также стараясь своих детей знакомить со сверстниками, которые могли бы им помочь, Св. Хосемария в том числе, советовал родителям говорить с детьми в духе мира и спокойствия, особенно когда они взрослеют, чтобы они осознали свои обязанности как детей Божьих. “Без озлобления говорить с ними спокойно и искренне, от сердца к сердцу. Не со всеми сразу, но с каждым в отдельности. Матерям следует говорить с дочерями, хотя иногда лучше начать разговор с другой стороны. Вы знаете их хорошо, их образ мышления: к каждому из чад следует применить свой подход, чтобы быть честным и справедливым. Говорите с ними, станьте их друзьями. Они прекрасно вас поймут, потому что, та вера которая живет в вас, стучит и в их сердцах. И возможно, они несут на себе груду грязи, которую в них запустили. Посоветуйте им пойти на исповедь, и вы увидите, что все изменится.”[13]

Сегодня утром я буду проводить Святую Мессу в приходе, посвященном Св. Хосемарии, в Бургосе. Это город, в котором наш Отец начал апостольскую деятельность Дела после того, как он покинул Мадрид во время гражданской войны в Испании. Давайте помолимся каждый день о духовных плодах по всему миру, за подготовку распространения Дела, и за все мероприятия, связанные с молодыми людьми, которые проводятся во множестве стран, в служении Церкви и душам. В наших молитвах за них, да включим их семьи.

И попросите нашего возлюбленного Дона Альваро о помощи, дабы нам стать более верными изо дня в день.

Со всей любовью, вас благословляет

Ваш Отец,

+ Хавьер

Рим, 1 июля 2015


[1] Папа Франциск, речь на генеральной аудиенции от 25 марта 2015.

[2] «Римский миссал», литургическа япамять Кармилской Богородицы, вступительная молитва.

[3] Св. Иоанн Павел II, апостольское увещевание «Catechesi tradendæ» от 16 октября 1979, п. 68.

[4] Ис 59, 1.

[5] Св. Хосемария, «Путь», п. 586.

[6] Св. Иоанн Павел II, апостольское увещевание «Familiaris consortio» от 22.11.1981, п. 39.

[7] Св. Хосемария, запись встречи семей от 18.10.1972 г.

[8] Там же.

[9] Св. Хосемария, запись семейной встречи от 12 ноября 1972.

[10] Притч 23, 15-16.

[11] Папа Франциск, речь на генеральной аудиенции от 4 февраля 2015.

[12] Св. Хосемария, запись семейной встречи от 22-X-1972.

[13] Св. Хосемария, запись семейной встречи от 28 ноября, 1972.