Послание Прелата (Ноябрь 2016 г.)

Скорое закрытие Года Милосердия – основная тема письма Прелата. Монс. Эччевария предлагает нам, как следствие этого времени, «самим найти убежище в Божьем милосердии, чтобы укрыть в нем других людей; жить в постоянной заботе о них».

Возлюбленные, да хранит Иисус моих дочерей и сыновей!

Вот уже почти год прошел с тех пор как Святейший Отец открыл Святые Врата, сначала в сердце Африки, а затем в базилике Святого Петра. В то время, как проходит этот Юбилейный Год, который завершится торжеством Христа Царя Вселенной 20 ноября, на память нам приходят события, проходившие по всему миру. Несомненно, самые важные из них происходили в личном общении каждого с Господом. Только Он знает, сколько людей, возможно, после долгих лет отчуждения и холодности, снова воссоединились с Ним.

В течение этих месяцев мы старались заново открыть тайну Божьей Любви, сокрытой в лоне Церкви. Действительно, божественное милосердие наполняет всю землю, как воды наполняют необъятные океанские просторы. Мы стали свидетелями этого милосердия в Священном Писании – в книгах пророков и псалмах, и особенно в Евангелии, в литургии, в народном благочестии... Мы заметили его и в нашей жизни – достаточно взглянуть на собственное существование, чтобы с восхищением заново открыть для себя постоянную близость Господа, с тех пор как он поместил нас в Церковь посредством Крещения, и даже раньше.

Иисус Христос оставил нам ясное учение в 15 главе Евангелия от Луки. В этой главе представлены три его проповеди о божественном милосердии: о заблудшей овце, потерянной драхме и блудном сыне. Святой Амвросий истолковывает эти притчи так: «Кто эти отец, пастырь и женщина? Не являются ли они образами Бога Отца, Христа и Церкви? Христос несет тебя на своих плечах, Церковь тебя ищет, а принимает Отец. Христос, Пастырь, не прекращает поддерживать тебя; Церковь, как Матерь, принимает тебя, без конца тебя ищет; и, наконец, Отец снова одевает тебя. Первый - своим милосердием, вторая – заботясь о тебе, третий – воссоединяя тебя с Собой»[1].

Эти месяцы помогли нам восстановить силы нашей любви к Богу и к другим людям, особенно там, где наша любовь немного ослабла. Возможно, мы откроем для себя, что на нашей душе все еще много морщин, которые нужно разгладить, и это не должно нас удивлять, потому что призыв быть «милосердными как Отец» - призыв всей жизни.

Закрытие Святого Года не предполагает конечную точку, но напротив, точку отправления, чтобы идти с обновленным желанием по нашему христианскому пути. Начиная с Крещения, все мы, христиане, обладаем общим священством, которое ведет нас к делам милосердия, наполненным глубоким смыслом богосыновства. Святой Хосемария говорил, чтово всех нужно видеть братьев, которых мы обязаны искренне любить и которым мы должны бескорыстно служить[2]. Вот послание Папы, за несколько недель до закрытия года особой благодати: «Недостаточно просто испытать милосердие Божие в собственной жизни. Необходимо, чтобы каждый, кто принимает милосердие, стал его знаком и инструментом для других. Кроме того, милосердие не хранится для особых случаев, но напротив, объемлет всю нашу повседневность»[3].

Поэтому я спрашиваю себя, и воодушевляю вас на то же: «Что осталось в нас по окончанию Святого Года? Абсолютно ли мы уверенны в том, что Бог смотрит на нас, как Отец, полный нежности и бесконечной любви?[4] Больше ли присутствует Любовь Бога, проявленная во Христе, в повседневной жизни, в семье, на работе, в апостольстве, в посещениях нищих и в помощи страждущим? Живет ли в нас постоянная надежда на то, что несмотря на наши ошибки, Господь желает, чтобы мы вели себя как лучше передатчики его милосердия? Сейчас нам самое время, как наша Дева Матерь, размышлять над этими вещами и слагать их в нашем сердце.

Чтобы продолжать идти вперед, ступая с каждым разом все увереннее в направлении, по которому Святой Дух ведет Церковь, я осмелюсь предложить вам несколько строк, которые, в каком-то смысле, вкратце излагают путь, пройденный за эти месяцы. Они помогут поддержать в наших душах огонь Святого Года: самим найти убежище в Божьем милосердии, чтобы укрыть в нем других людей: жить в постоянной заботе о них.

Прежде всего – найти прибежище в Божьем милосердии: от этого зависит все остальное. Когда мы размышляем над тем, что Бог движет все дела и обстоятельства, приближая нас к Нему, молитва и апостольский пыл растут. Нам легче найти убежище, отдав себя в руки Иисуса Христа, ведя внутреннюю борьбу по-спортивному, с желанием привести к Нему многие души и с радостью, которую никто и ничто не должно заглушать.

Любовь Господа проявляется одновременно и в требовательности, и в мире. Она требовательна, потому что Иисус Христос взвалил Крест на свои плечи и хочет, чтобы мы следовали за Ним по этому пути, чтобы участвовать с Ним в том, чтобы плоды искупления достигли всего мира. Его Любовь дарит мир, потому что Иисус Христос знает наши слабости и направляет нас лучше, чем самая понимающая мать. Не мы своими силами изменим мир. Это сделает Бог, способный превращать сердца из камня в сердца из плоти.

Господь не требует от нас никогда не ошибаться. Он хочет, чтобы мы всегда поднимались, не увязая в ошибках. Будем же идти по этой земле со спокойствием и доверием детей. Часто будем размышлять над словами Святого Иоанна, исполненными нежности: И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все[5]. Внутреннее спокойствие хранит не тот, кто все хорошо выполняет, и не тот, кто освобождается от любви. Спокойствие возникает в том, кто, даже когда падает, возвращается в руки Господа. Иисус Христос не пришел искать здоровых, но больных[6], и Он довольствуется любовью, обновляемой каждую неделю, несмотря на ошибки людей, потому что они прибегают к Таинствам, как к нескончаемому источнику прощения.

Милосердие торопит нас принимать других людей, склоняясь к ним. Мы можем передать им это милосердие, если сами получили его от Бога. Так, «получив милосердие и полноту справедливости, христианин может утешать несчастливых и молиться за других грешников. Он становится милосердным даже к своим врагам»[7]. И только великодушное сочувствие Бога к нам, «способно вернуть потерянное благо, отплатить добром за совершённое зло и породить новые силы справедливости и святости»[8].

Немало таких случаев, когда груз работы или трудностей может немного лишить наше сердце чуткости, как шипы, удушающие доброе семя. Бог поместил в нас сердца из живой плоти, чтобы мы склонялись к другим, не только во время проблем и трагедий, но и в множестве повседневных мелочей, что требует чуткого сердца. Чуткое сердце не придает важности тому, что на самом деле важности не имеет, и старается придать ее тому, что по-настоящему значимо, но, возможно, проходит незаметно. Бог не призывает нас просто жить вместе с другими, но жить для других. Он ждет от нас сердечной любви, что умеет встретить всех и каждого искренней, неизменной улыбкой[9].

Всегда будем прибегать к молитве, чтобы доверить Господу препятствия, возникающие на нашем пути, особенно когда думаем, что нам не совладать с чем-то или кем-то. Попросим у Бога преодолевать эти трудности и не придавать им излишней важности. По заступничеству Святой Марии, Mater misericordiæ, попросим Его дать нам любить так же, как Он.

Во время поездки в Польшу, Папа говорил о Евангелии, как о «живой книге милосердия Божьего». Он говорил, что в этой книге «все еще есть в конце белые страницы: это открытая книга, которую мы призваны написать - каждый по-своему, то есть, совершая дела милосердия»[10]. А затем: «каждый из нас хранит в своем сердце сокровенную страницу книги Божьего милосердия»[11]. Заполним же с радостью страницы, доверенные каждому Богом, не падая духом из-за клякс и пятен нашего неуклюжего письма. По Божьей милости, Дух присутствует в наших слабостях, потому что, когда я немощен, тогда силен[12]. Мы укрепляемся благодатью Христа и можем передать то, что получили.

В этом чутком служении, не забудем (особенно 2 числа) и в течение всего месяца, дело милосердия, которое так незаметно и так приятно Господу – молитву за усопших. Для каждой и каждого я прошу у Господа благодати жить в Общении Святых со всеми: с тем, кто нуждается в наших приношениях; с теми, кто уже блаженствует на небесах; между всеми нами, странствующими на земле, начиная с Папы и его помощников, и охватывая молитвой всех мужчин и женщин, особенно самых нуждающихся.

Я не могу закончить это послание, не поблагодарив Господа за недавнее рукоположение дьяконов Прелатуры. Будем молиться за них и за священнослужителей всего мира. В то же время, я вновь благодарю за плоды моей пастырской поездки две недели назад в новый регион Финляндии и Эстонии. Помолимся о Церкви в этих и других странах северной Европы. Мне хотелось бы рассказать вам, с каким желанием Святой Хосемария и возлюбленный дон Альваро ждали появления Дела на этих землях. Я предлагаю вам размышлять над этим в молитве перед Дарохранительницей. И пусть вознесется к Небесам наше самое искреннее благодарение за годовщину избрания Дела персональной Прелатурой.

Со всей любовью вас благословляет

ваш Отец,

+ Хавьер

Рим, 1 ноября 2016


[1] Св. Амвросий, Трактат о Евангелии Святого Луки VII, 208 (PL 15, 1755).

[2] Святой Хосемария, Беседы, п.29.

[3] Папа Франциск, Речь на генеральной аудиенции, 12-X-2016.

[4] Святой Хосемария, Кузница, п. 331.

[5] 1 Ин 3,19-20.

[6] Ср. Мф 9, 13.

[7] Святой Кромаций Аквилейский, Проповедь 41, 5, о блаженствах (CCL IX A, 177).

[8] Блаженный Павел VI, Неизданная рукопись, Институт Павла VI, Notiziario 71 [2016], 7-8 (также опубликовано L’Osservatore Romano, сентябрь 2016).

[9] Святой Хосемария, Кузница, п. 282.

[10] Папа Франциск, Проповедь, 30-VII-2016.

[11] Там же.

[12] 2 Кор 12,10.