Жизнь Марии (XIX). Успение Пресвятой Богородицы.

15 августа Церковь празднует Торжество Успения Пресвятой Богородицы. В данной статье из цикла «Жизнь Марии» раскрывается теологический смысл того, что Дева Мария была взята на небо и Душой и Телом.

Последние годы жизни Марии на земле — от Пятидесятницы до Успения — окутаны неизвестностью. В Священном Писании о них ничего не говорится, а традиция Церкви содержит только неясные отголоски этого. Её дни пройдут скромно и деятельно, подобно невидимому роднику, который даёт благоухание саду и плодовитость фруктовым деревьям. В литургии Церкви, где нашли применение строки из Священного Писания, относящиеся к Деве Марии, о Ней говорится, что Она как «запертый сад, … запечатанный источник» (Песн 4,12), «... колодезь живых вод и потоки с Ливана» (Песн 4,15). Точно так же, как во времена пребывания Иисуса на земле, Пресвятая Богородица и позднее прошла незамеченной, бдительно наблюдая за первыми шагами Церкви.

Мы достоверно знаем только одно, что Дева Мария жила в доме у святого Иоанна, так как ему было поручено заботиться о Ней как сыну. А святой Иоанн, в годы, непосредственно следовавшие за Пятидесятницей, проживал в Иерусалиме, где присутствовал всегда рядом со святым Петром. Перед самым началом апостольского собора в Иерусалиме, примерно в 50 году (ср. Деян 15,1-34), святой Павел упоминает об Апостоле Иоанне, возлюбленном ученике Иисуса, как об одном из «столпов» (Гал 2,9) Церкви. Если Пресвятая Богородица всё ещё пребывала рядом с ним, Ей было тогда около 70 лет, как предполагается в некоторых древних традициях Церкви. Согласно Священному Писанию, это возраст благополучного завершения человеческой жизни по достижении полноты лет (ср. Пс 89,10).

Но Деве Марии было уготовано место на небе, где Её ожидал Сын. И поэтому, в день, остающийся неизвестным нам, Иисус увенчал Её небесной славой. Когда Папа Пий XII провозгласил в 1950 году догму об Успении, он оставил открытым вопрос о том, умерла ли Пресвятая Богородица и затем немедленно воспрянула, или Она сразу вознеслась на небо, не испытав смерти. Сегодня, как и в ранней Церкви, большинство богословов полагает, что Дева Мария действительно умерла, но, как и Иисус Христос, не по причине того, что Она когда-либо согрешила (непорочность Пресвятой Богородицы не подлежит сомнению!), но чтобы ещё сильнее уподобиться Иисусу. И поэтому, в VI веке Восточные Церкви начали праздновать Торжество Успения Госпожи нашей, чтобы выразить то, что Её переход на небо больше походил на сон, чем на смерть. Мария оставила этот мир, по выражению некоторых святых, вознёсшись на крыльях любви.

Все Апостолы (за исключением св. Иакова Старшего, ныне мученика, и св. Фомы, находившегося в Индии) собрались в Иерусалиме, чтобы сопровождать Её в последние мгновения земной жизни. Затем, в один мирный и сияющий полдень, они закрыли глаза Пресвятой Богородицы и положили её тело в могилу.

В письменных источниках, принадлежащих Отцам Церкви и другим священнописателям, особенно начиная с IV и V веков, из более ранних таких документов к последующим передаются некоторые подробности об Успении Девы Марии, основанные на сообщениях, относящихся ко II веку. Согласно этим традициям, когда Мария должна была вскоре оставить этот мир, все Апостолы (за исключением св. Иакова Старшего, который претерпел мученичество, и св. Фомы, который в это время возвращался из Индии) собрались в Иерусалиме, чтобы сопровождать Её в последние мгновения земной жизни. Затем, в один мирный и сияющий полдень, они закрыли глаза Пресвятой Богородицы и положили её тело в могилу. Вскоре после этого, когда св. Фома прибыл в Иерусалим и потребовал показать ему тело Девы Марии, они обнаружили, что Её могила пуста, и услышали прекрасную музыку.

Наряду с частицами правды, которые, возможно, содержатся в этих сообщениях, абсолютно несомненно то, что Дева Мария, благодаря особому изволению Всемогущего Бога, не подверглась тлению. Её Тело, прославленное Святой Троицей, соединилось с Её Душой, и Пресвятая Богородица была принята на небо, откуда Она правит миром, живая и прославленная, пребывая рядом с Иисусом, чтобы восхвалять Бога и заступаться за нас, живущих на земле. Папа Пий XII определил эту истину как догмат веры.

Несмотря на молчание в других Книгах Священного Писания, в «Книге Откровения святого Иоанна Богослова» есть строки, позволяющие нам мельком увидеть эту славную победу Госпожи нашей: «И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце, под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Откр 12,1). Эксперты в области вероисповедания видят в этой сцене не только изображение конечной победы Церкви над силами зла, но также и подтверждение победы Девы Марии, Символа и Образа Церкви, над смертью. Это выглядит так, словно ученик Иисуса, автор «Книги Откровения», заботившийся о Пресвятой Богородице до самого Её восшествия на небо, пожелал оставить нам символическое свидетельство этого исторического и спасительного для мира события, в которое христиане, вдохновлённые Святым Духом, верили, и которое они чтили с самых первых веков новой эры.

И мы, вдохновлённые литургией Святой Мессы, которую служат в канун этого Торжества, приветствуем Госпожу нашу такими словами: «Славим Тебя, о Мария, Которая ныне превознесена выше хоров ангельских, и говорим Тебе: «Благословенна Ты, о Мария, ибо вместе со Христом Ты одержала вечную победу»».

Перевод с английского Т. А. Юшкиной

Х. А. Лоарте