Жизнь Марии (XX). Увенчание Девы Марии небесной славой и торжество Девы Марии Царицы.

22 августа Церковь празднует торжество Девы Марии Царицы: «И с преданностью подданых склоняются перед Ней ангелы..., и патриархи, и пророки, и апостолы..., и мученики, и исповедники, и девственницы, и все святые..., и все грешники, и ты, и я».

Увенчание Девы Марии небесной славой в качестве Царицы всего творения — это вершина всех привилегий, дарованных Богом Госпоже нашей. Матерь Божия, взятая на небо Душой и Телом, превознесена Святой Троицей выше хоров ангельских и всех святых. «Больше Тебя только Бог!», восклицают христиане, восхваляя Пресвятую Богородицу.

В одном из мессианских псалмов поётся о славе Царя, а также о славе Царицы: «...Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог навеки... Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего...» (Пс 45,3.7). Затем псалмопевец обращается к Царице: «...Слыши, дщерь, и смотри, и преклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он — Господь твой, и ты поклонись Ему... Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом; в испещрённой одежде ведётся она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя...» (Пс 45,11-12.14-16).

Литургия относит этот псалом ко Христу и Деве Марии в небесной славе. Такое толкование основывается на тех строках Евангелий, в которых с полной определённостью говорится именно о Госпоже нашей. Так, при Благовещении Ангел Гавриил открывает Марии, что Её Сын «будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1,33). Кроме того, Марии предстоит стать Матерью Сына, Который, начиная с самого первого мгновения Его зачатия в Её чреве, будет Царём и Господом всего творения; и Матерь, Которая должна Его родить, тоже заслуженно примет участие в Его царствовании. Святая Елизавета, исполнившись Святого Духа, восклицает громким голосом: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк 1,43) А святой Иоанн Богослов в своём рассказе о явленном ему Откровении Иисуса Христа, повествует, что увидел на небе такое великое знамение: «Жена, облеченная в солнце, под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Откр 12,1). Согласно Литургии и традиции Церкви, этой Женой является Дева Мария, Которая вместе со Христом побеждает древнего змия и восходит на небесный престол в качестве Царицы всего творения.

Христиане всегда подтверждали величие славы Пресвятой Богородицы, по праву причастной к царскому достоинству Христа. Как и у Него, это Её право – Жены, родившей Царя, и одержавшей в качестве верного соработника Христа в деле искупления победу над злом. Господь наш отдал в руки Девы Марии преизобилие милостей, которые Он обрёл путём послушания Богу даже до самой смерти, и смерти крестной, чтобы Владычица наша могла наделять ими согласно Божьей воле.

То, что Мария царит над творением, является истиной, утешительной для всего человеческого рода, особенно когда мы, люди, чувствуем себя заслуживающими наказания Божьего как справедливого возмездия за наши грехи.

Церковь приглашает нас прибегать к помощи Девы Марии, нашей Матери и нашей Царицы, во всех нуждах. А уверенность в том, что Мария — Матерь Божья и Матерь всего человечества, позволяет нам по-детски надеяться на Её могущественное материнское заступничество, и побуждает нас подниматься после грехопадений.

Поскольку этот цикл статей, повествующих о жизни Госпожи нашей, подходит к завершению, мы взываем к Ней словами древней молитвы: «Славься, Царица, Матерь милосердия, жизнь, отрада и надежда наша, славься. К Тебе взываем в изгнании, чада Евы. К Тебе воздыхаем, стеная и плача в этой долине слёз...» Мы возлагаем всю нашу надежду на Деву Марию, так как любая мать всегда слышит просьбы своих детей. «Помни, о Благодатная Дева Богородица, – говорим мы Ей, – когда Ты стоишь пред лицом Божьим, говорить за нас доброе» (ср. Иер 18,20). И Госпожа наша будет всегда говорить за нас доброе пред Отцом, и Сыном, и Святым Духом, и получит от Бога всё, в чём мы нуждаемся, и, прежде всего, чтобы мы пребывали в состоянии благодати, уходя из этого мира. Ведь это откроет для нас врата небес: «Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь».

Х. А. Лоарте

Перевод с английского Т.А. Юшкиной